ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН


Хочу знать всё!
Какой есть - такой есть
Почему не прельщают должности
Всему свое время

...Со двора яркого дома на краю улицы доносится заливистый лай: большой рыжий охранник не столь приветствует, сколь с вежливой строгостью предупреждает гостя. Окрик хозяина - и собака неохотно ретируется в большую конуру, исподлобья глядя, к земле опуская мохнатую лаечью голову. "Проходите!.." - четыре ступеньки, маленькая прихожая, уютный коридор, битком забитая книжная полка, вышитая на шелке Эйфелева башня - и небольшой диванчик под вызывающей уважение сенью домашних растений: кофе, алоэ, еще что-то лиственно-зеленое... "Я с детства привык к хозяйству - вырос на природе, в рабочем поселке Билимбай под Первоуральском. А рабочий поселок - сочетание оригинальное: с одной стороны - город, с другой - деревня", - улыбается хозяин дома, лайки, книг и многочисленных историй Виталий Васильевич ВЫЛОМОВ.

ХОЧУ ЗНАТЬ ВСЁ!

За 14 лет и правда, наверное, можно привыкнуть: 8-летку Виталий Васильевич закончил в родном Билимбае. А уехал - поступать в горнометаллургический техникум им.Ползунова, который закончил в 1959г. с отличием по специальности "Металлургия тяжелых цветных металлов".

- Вы металлург? Я думала, Вы - физик...

- Нет, - улыбается мой собеседник. - Но металлург - специальность интересная: она дает многостороннее техническое образование. Я в техникуме получил, по сути, основы для того, чтобы потом запросто закончить институт, практически не учась. Меня хватило всего на год очного отделения радиофака УПИ, потом - стало скучно, и я ушел на заочное. Закончил, уже когда работал на БАЭС, на "отлично" - у меня в обоих учебных заведениях было только по три четверки.

А вот откуда В.В.Выломов знал атомную энергетику, чтобы поступить работать на БАЭС с непрофильным образованием - пример к подражанию: вспоминая, как он работал, люди говорят, он знал всё. "Я просто интересовался многим - и космосом, и химией, и атомной энергетикой, и астрономией... А вот мы - на Тяньшане, я же был альпинистом... - листая фотографии, добавляет он. - Для меня всё это было как-то естественно..."

Свой первый детектор-радиоприемник он собрал в 4-м классе (это был 1950г.). Выплавлял детектор сам - на печной плите. Так что опыт радиолюбителя у Виталия Васильевича - о-го-го!

Собственно, пригодился он ему и в армии: когда его на три года забрали после техникума (даже поработать не успел!), попал под Хабаровск радиорелейным механиком. А потом - обеспечивал связью от Биробиджана до Чукотки армию ПВО Дальнего Востока, спрятанную глубоко под сопки. Служил в звании "оберштурмефрейтора" под начальством генерал-майора - без всяких посредников. "Когда на учениях я вместо положенных 20 часов обеспечил связь за 7 - мне сразу внеочередной отпуск дали, - вспоминает Виталий Васильевич. - Но мне же действительно несложно было эту должность занять и технику освоить: я же с детства - радиолюбитель", - тут же скромничает он.

После армии В.В.Выломов год проработал: школьным педагогом в родном Билимбае: учил детей 6-11 классов физике и математике. "Меня пригласила Г.Г.Чичканова, моя первая учительница, потом - директор школы, - рассказывает он. - Я говорю, я ж не педагог! А она: перестань, я знаю - ты всё можешь!" Чем-то, видимо, запомнился ей ученик, тянувший в 7 и 8 классах работу председателя ученического комитета - хотя раньше с ней справлялись только старшеклассники...

А потом встретился Виталий Васильевич как-то со своим старым, еще по техникуму, знакомым - Л.И.Романовым, тогда уже - сотрудником БАЭС. Узнал про нашу станцию. И - началась его 40-летняя работа.

КАКОЙ ЕСТЬ - ТАКОЙ ЕСТЬ

На станции к Виталию Васильевичу относились с уважением - и даже побаивались (особенно когда он стал зам.главного инженера) и химики, и электрики, и КИПовцы, и дозиметристы, и атомщики: "Было у меня образование металлургическое, потом прибавилось радиотехническое, а сейчас я уж и не знаю, какое оно... - смеется Виталий Васильевич. - В свое время в одной книжке прочитал, что наибольшим уважением пользуются специалисты, которые разбираются во многих отраслях - так у меня и получилось: как говорили, тракторист-машинист широкого профиля. А бывают - специалисты узкие, которые как бы в шорах находятся и ни вправо, ни влево не видят".

- А каких на станции больше?..

- Я бы сказал, узкого профиля, к моему сожалению.

- Такой широте надо отдельно учить?..

- Думаю, это должно быть естественной внутренней потребностью.

Очевидно, именно такая потребность заставила Виталия Васильевича не только с нуля освоить на станции вычислительную технику, но и разбираться в ней настолько глубоко, чтобы стать своим человеком в НИИ комплексной автоматизации - и даже подсказывать спецам решения сложных задач. Единственное, чему он так и не научился - набивать программы. Поэтому он их программистам просто надиктовывал. Многие программы по управлению блоками на станции тогда делались с его слов.

А чтобы держать руку на пульсе науки - ведь она постоянно идет вперед - Виталий Васильевич прочитывал кипы книг и документации: благо, вся информация из НИИ, предприятий и проектных институтов шла на станцию через него. До сих пор в этих институтах у Выломова остаются друзья - технические руководители, директора... И сегодня они иногда заезжают к нему в гости - вспомнить, как вместе работали. Среди них, кстати, - пять академиков, а сколько докторов наук и кандидатов, Виталий Васильевич и считать не берётся.

А вот у него самого никакой учёной степени нет: сам не захотел и на уговоры друзей не поддался: "Какой я есть - такой есть. Принимайте таким".

- А что для Вас на станции было главным - чтобы всё работало или чтобы развивалось?

- Чтобы работало - и постоянно развивалось. Потому что прекращение развития - это смерть. Я всегда занимался развитием, в свое время (около 2000г.) определенный вклад внес и в разработку 5-го блока, БН-1600. Тогда всё было еще только в задумках, на уровне технических предложений. Но место под него уже определили: площадка между БН-800 и первой очередью, там, где сейчас не то лес, не то болото. Но потом начались проблемы с финансированием - уж если БН-800 забуксовал, что уж говорить о 5-м блоке...

Впрочем, с быстрыми реакторами Виталий Васильевич вообще знаком довольно близко - в т.ч. трижды был на французском "Супер-Фениксе" БН-1200. "На правительственном уровне тогда была договоренность ничего друг от друга не скрывать, - рассказывает он. - Поэтому отношения у нас были доверительные, работа - очень плодотворной. Друг от друга мы почерпнули многое: ведь по быстрым нейтронам лидирующие страны в мире - Россия и Франция".

- А уровень наших и французских специалистов можете сравнить?

- Я бы сказал, у нас - выше. Французы сами сетовали: у них специалисты - узкие. На одной из встреч, помню, мне пришлось отвечать на вопросы всех специалистов - химиков, физиков, тепловиков, ядерщиков... Я отвечал. И когда все закончилось, они сказали: мы не понимаем, как один человек может ответить на все вопросы...

ПОЧЕМУ НЕ ПРЕЛЬЩАЮТ ДОЛЖНОСТИ

Может, потому Виталий Васильевич и дорос от обычного техника-дозиметриста (в этой должности он начал работать на БАЭС в 1963г.) до зам.главного инженера. Точнее, не дорос: его вытащили - по собственному признанию, сам он никогда на должности не рвался. Первым заметил его зам.начальника реакторно-турбинного цеха М.П.Алексеев: назначил технологом со словами "хватит тебе в дозиках бегать", хотя Выломов тогда был уже начальником смены...

За последующие годы он прошел огонь, воду и медные трубы: работал в смене (сдав первый экзамен на должность мастера-механика через неделю после начала новой работы) - сначала эксплуатировал турбины 1 очереди, потом - всё реакторное оборудование; дослужился до зам.начальника РТЦ, потом - начальника цеха. А в 1972г. стал зам.главного инженера.

- Скажите, зам.главного инженера - должность более политическая или техническая?

- Чисто техническая. Политическая должность - это в большей степени касается главного инженера, а его зам - работа черновая: между главным инженером и директором - с одной стороны, и с другой стороны - всеми остальными. Уникальная в своем роде должность: я до сих пор не могу ее до конца осмыслить.

За 32 года в этой должности Виталий Васильевич выработал четкую позицию: не допускать к своей работе никого - ни директора, ни главного инженера, ни начальников цехов. Но и те, и другие доверяли его знаниям: "Без этого никто тебя за человека считать не будет, - уверен он. - Чисто авторитарное управление рано или поздно гибнет. А управление, основанное на знании, поколебать сложно". Может, потому и конфликтов на работе у него не было - даже с авторитарным В.П.Невским поладили.

"Правда, потом у нас конфликт все же был, - признается Виталий Васильевич. - Когда он работал уже начальником ВПО "Загранатомэнерго" - пригласил меня к себе начальником отдела по загранстанциям. А я отказался: не захотел уезжать с Урала. Привык к этой земле - прирос, как говорят... Так и от других лестных предложений потом отказывался..."

- Неужели Вы настолько лишены тщеславия?.. Жили бы сейчас на большой вилле на берегу теплого моря...

- Лишен. Не прельщали меня должности: хотелось заниматься тем, что нравится. И моя "вилла" в Заречном меня вполне устраивает: здесь все создано своими руками. Это - самое главное.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

И именно здесь, на "вилле" - в обычном домике частного сектора - живет 68-летний Виталий Васильевич, вспоминая о работе, а чаще - о друзьяхколлегах, с которыми запускал первый блок и которых, к сожалению, почти никого уже с нами нет. "Я - последний из могикан. Вымирающий динозавр..." - грустно говорит он.

- Не скучаете по работе?

- Как Библия говорит, всему свое время. Раньше скучал, а сегодня... в общем, лучше не скучать - не бередить душу. В принципе, я хоть сейчас могу любую консультацию дать. Но - не тревожат: может, понимают, что не надо дергать... К тому же, конечно, время берет свое - ведь чтобы жить работой, надо все время информационно подпитываться. А я уже отстал...

Сегодня Виталий Васильевич занимается, в основном, хозяйством. Кроме дома, на его плечах - куча живности: две кошки, собака и целая стая уток: летом доходит до 50-60 штук! Просто огромные для домашней птицы (селезень вырастает до 6кг живого веса), тихие, дородные, обитают они в гараже: высиживают яйца, выводят утят: "Меня в эту утиную "авантюру" втянул В.Е.Ловыгин (раньше - зам.директора БАЭС), - рассказывает Виталий Васильевич. - Мы с ним подружились по общему интересу к охоте - ходили в Таборинский район, под Шалю, стреляли и уток, и глухарей, и лосей, и медведей... Уже больше 10 лет мы разводим уток: это же диетическая еда, яйца - много крупнее куриных, мясо - очень нежное. Хорошее подспорье. И порода эта, блаватская, очень неприхотлива: за ними и ухаживать-то не надо, кормить можно чем угодно, растут - быстро. Утят первый месяц держим в доме, потом - выпускаем. Что интересно, моя собака, хоть охотничья, их не трогает: свои дети".

А еще Виталий Васильевич много читает. Пролистывает синюю книгу об истории станции, изданную к 40-летию БАЭС. Показывает Мировоззренческий трактат ("Очень интересная книга!"). Достает энциклопедию "Инженеры Урала": за 200 лет - около тысячи академиков, докторов... С БАЭС - всего 10 человек: Алексеев, Иванов, Киреев, Купный, Малышев, Мураков, Невский, Невский, Сараев. И - синяя закладка на статье про Виталия Васильевича Выломова.

Алиса М.


Hosted by uCoz