Только что в стране отмечался День театра,


Дача на берегу озера Удомля

многие политики выступали со словами признательности этому искусству... А вот какую заметочку прислал наш московский читатель Александр Львович Кононович.

ДАЧА НА БЕРЕГУ ОЗЕРА УДОМЛЯ

Известная пьеса Чехова "Чайка". Следя за развитием сюжета в театре (или читая текст в собрании сочинений), можно ясно представить себе как героев пьесы, так и усадьбу Сорина - Аркадиной, где разворачивается действие пьесы. Замечу в скобках, что именно чайка стала творческим символом московского Художественного театра - театра Станиславского.

Конечно, все герои пьесы в реальной жизни имели свои прототипы. Можно также представить и сельский дом-усадьбу, где происходит действие пьесы. Самое удивительное, что усадьба действительно существует. Но она была построена только через несколько лет после смерти Чехова. Больше того.

Она была сооружена в том районе, где Антон Павлович вообще не бывал.

Усадьба, точнее дача, где могло бы происходить действие, описанное в пьесе "Чайка", была построена в 1912г., чрез 8 лет после смерти А.П.Чехова. Автором и исполнителем строительства был известный живописец Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля. Он так вдохновился чеховской "Чайкой", что решил построить - создать дом-усадьбу по "рецепту" усадьбы Сорина. Чтобы всё напоминало пьесу Чехова: и расположение комнат, и любительский театр на берегу озера.

Усадьбу построили. Бялыницкий-Бируля так её и назвал: "Дача Чайка". При жизни Бялыницкого-Бируля сюда приезжали великие художники России. Здесь бывали и Архипов, и Богданов-Вельский, и Коровин и, как говорится, многие другие. На даче они гостили и работали - писали картины и этюды. В общем, на "Даче Чайка" собирался своеобразный клуб художников.

Но не только художники посещали эту усадьбу. По согласованию с Калининской (ныне Тверской) картинной галереей, на дачу привозили экскурсии. В программах этих экскурсий предусматривалось посещение картинной галереи в Твери, краеведческого музея в городе Удомле, а также посещение "Дачи Чайка".

Бялыницкий-Бируля был не только большим художником, но и популяризатором живописи, учителем. Когда 1957г. Бялыницкий-Бируля скончался, по завещанию, дача должна была перейти к его наследникам - его детям. Но воспротивилось областное руководство (губернаторы). Многие сами хотели бы жить в такой усадьбе. И районное начальство позорно передралось между собой. По принципу: сам не гам и другому не дам. О наследниках никто и не вспомнил.

Экскурсии как-то тоже пропали. Только местный житель следил за усадьбой по собственной инициативе...


Hosted by uCoz