"Мирный атом". Год 1985



На Васильевском острове в Питере есть монумент в честь Октябрьской революции 1917 года. Так вот к идее его сооружения - рассказывала наша газета - причастны баэсовцы В.А.Бахтеев и Б.Г.Иванов: в 85-м они обратились в исполком Ленсовета народных депутатов с предложением поставить памятник уральцу Якову Потапову, который в 1876г. на демонстрации рабочих в Питере впервые развернул революционное знамя, за что попал в острог при Соловецком монастыре. Идея наших земляков была ленинградцами принята, и к 70-летию революции монумент был открыт. Вот такие были времена, как наверное сказал бы Познер...

А вообще, "Мирный атом" 1985 года выходил под знаком 40-летия Победы в Великой Отечественной.

Мы публиковали воспоминания ветеранов - П.А.Исакова, А.С.Донцова, З.П.Максимовой, К.М.Стафеева и многих других. Весь год страницы "МА" украшали стихи самых лучших поэтов страны о войне. 9 мая газета впервые вышла на 4 полосах, была очень праздничной, красивой.

Сегодня, листая пожелтевшие подшивки, уже как бы со стороны наблюдаешь, как менялся внешний облик газеты: в 1985-м она заметно постройнела, стал вырабатываться собственный стиль графического оформления. Например, мы попробовали применить в объемных текстах шмуцы (большие начальные буквы абзацев), искали единые формы линеек и шрифтов.

И надо сказать, наши читатели тоже обращали на это внимание. Однажды мы поставили ассюре (несколько тонких линеек в отбивке текста), как тут же нам позвонили: "У вас в полосе линеечки новые? Красиво!".

В том году появились в газете и анонсы-вводки, материалы сопровождали рисованые рубрики, помогающие с первого взгляда сориентировать читателя по темам номера. Много было снимков - до 4-5 в номер (как умудрялись место находить на двух страничках?!) наших верных фотокоров - Сергея Братцева и Николая Тихонова. Ну и, конечно, - ставшая регулярной новостная колонка не только расширяла информационный горизонт читателя, но придавала динамику внешнему виду газетных полос.

Кто-то уже в нынешнее время сказал снисходительно: "Да что там было в "Мирном атоме"? Одни лозунги да призывы". Разумеется, они были в газете, но далеко не ее основой, скорее рубриками. Скажем, "Передовой опыт - в жизнь!" - лозунг? Да. Но какие материалы шли под ним! Споры о рационализаторстве на станции, рассказы о работе научно-технического совета, чего стоит одно только выступление начальника ЦЦР В.Л.Шептякова о необходимости реформы в системе планирования на БАЭС - яркая, образная критика, констуктивные, дельные предложения!

В комсомольской рубрике "Твоя активная зона" шел многоголосый разговор о роли комсорга. Сергей Щетников, редактор этого внештатного отдела газеты пишет: "По моим наблюдениям, комсомольцы избегают формально плановых мероприятий, зато как активно берутся за живое дело, например, за организацию городского Карнавала!". А секретарь комсомольской организации ОРСа Светлана Корзенева анализировала работу комсоргов торговых объединений - Марины Ивановой, Нины Метелкиной, Елены Шишкановой...

В том году исполнялось 15 лет шефству комсомола над атомной энергетикой, Володя Гурин и Юра Куртасов, выступая в газете, рассказывали: "Наша отрасль - одна из самых молодых в стране, в ней занято около 9000 комсомольцев. У нас на БАЭС планируется создание учебной базы с тренажерами, как и на Смоленской и Нововоронежской АЭС. На Всесоюзном совещании о развитии атомной энергетики академик Александров сказал: Под вашей опекой находится метод спасения человечества от энергетической смерти".

О профессии в этой молодежной рубрике размышлял и Александр Бельтюков, старший инженер НИО. Он начал работать на БАЭС, еще будучи студентом УПИ, защитил диплом по теме, подсказанной А.Г.Шейнкманом. "Очень важно по-моему, - пишет Саша, - видеть результат свой работы. Это дает ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения, радость, интерес к делу".

Серия интереснейших репортажей в "Твоей активной зоне" принадлежит перу секретаря комитета ВЛКСМ Анатолия Подоляна о XII фестивале молодежи и студентов в Москве.

С репортажами в нашей газете в тот год вообще было все в порядке. Семеро смелых, в т.ч. трое баэсовцев, слали радиограммы с озера Балхаш, который бороздили на двух собственноручно изготовленных катамаранах. Тот же Саша Михайлов рассказывал о путешествии по Вьтнаму. Вот образец его письма: "Дороги Вьтмана... Поначалу мы вздрагивали, услышав сатанинский горохот под колесами - а это ремесленники кладут куски жести на дорогу для выпрямления. А крестьяне молотят таким же образом рис...".

И конечно же, репортажи с ремонтных кампаний блоков, со снимками, похвалой и критикой, которые так нужны любому спецу в ходе напряженной, ответственной работы. С совещаний на Дне мастеров: как строить работу, как контролировать затраты материалов, трудозатраты, как строить систему премирования, межцеховые отношения - словом, речь шла обо всем, что волнует каждого, кто делает свое дело на своем месте.

Однажды мне пришлось готовить репортаж по следам проведенной в нашей МСЧ впервые операции больного с ножевым ранением в сердце: "В считаные минуты пациента уложили на операционный стол, примчалась операционная бригада (они уже разошлись по домам).

Уже на столе у пациента остановилось сердце. Около 20-ти минут анестезиолог Виктор Александрович Никора удержиал жизнь пациента при помощи аппаратов, пока хирург Игорь Александрович Мухлынин делал прямой массаж сердца, зажав две две дыры в нем пальцами. И вот сердце с ладони бережно водворено в грудную клетку". Не знаю, как врачам, но мне улыбающееся лицо того вызоравливающего человека помнится до сих пор. Немало было проведено "круглых столов". Один из самых живых был о бригадном методе организации труда в цехах БАЭС, введении КТУ. Вот крошечный фрагмент разговора директора станции В.М.Малышева и ст.мастера подстанции "Заречная" Е.И.Клоченко: "Интенсивность труда. Как ее поднять, если у нас объемы плановые? Что ж нам, как на Уралмаше, "Малютку" выпускать?"- Малышев:

"Евгений Иванович, а Вы как мастер чувствуете материальную заинтересованность?" - Клоченко:

"Да нет, у мастера пока только голова болит от хлопот." - Малышев: "Делается ли накопительный анализ работы каждого? Как часто информируется об этом рабочий?" - Клоченко: "Это делается раз в месяц. Чаще - рабочий будет подавлен. До мелочей опускаться не надо.".

Кстати, о работе с материалами круглого стола "Лицом к ЭВМ" я рассказывала пять лет назад, к 25-летию нашей газеты, практически как о курьезе, который случается почти с каждым корреспондентом. Дело в том, что этот круглый стол впервые публично обсуждал совершенно новую организацию работы - с помощью компьютеров.

Тогда это было практически из области фантастики. 7 инженеров, в т.ч. главный - О.М.Сараев, высказывали свою точку зрения, рисовали схемы сетей, спорили о технической целесообразности перевооружения тех или иных отделов БАЭС. Я заслушалась, пытаясь вникнуть в смысл новых понятий и терминов...

Вернувшись в редакцию, села за машинку в приподнятом настроении сопричастности к технической революции, открыла диктофон... А надо сказать нашим техническим оснащением был здоровенный катушечный магнитофон, и вот когда я открыла наш "гроб с музыкой", лента торчала в нем клубком... Если бы я проверяла, как он пишет, я бы, конечно заметила сбой перемотки и поправила бы дело, но я сидела, развесив уши, и вот...

Даже помыслить от том, чтобы сообщить, что важный полуторачасовой разговор серьезных людей пошел насмарку, было нереально. В общем я за ночь сделала материал по памяти, и когда М.Т.Теличко, ст.инженер НИО пришел вычитывать текст, я в ожидании приговора была ни жива ни мертва. Михаил Трофимович прочел, улыбнулся и сказал, что все верно, даже интонация угадывается и, глянув на магнитофон добавил: "Все-таки великое дело - техника".

15 марта БН-600 выработал 15млрд.КВтч. Все эти 5 лет главным инженером был Валентин Ипполитович Купный, в 85-м он передал дела Олегу Макаровичу Сараеву, а сам уехал директором пусковой Запорожской АЭС. Директор нашей станции В.М.Малышев в конце года озвучил решение правительства: "За 7-8 лет нам предстоит ввести в эксплуатацию БН-800 и приступить к монтажу БН-1600. В следующий пятилетке наша БАЭС превратится в НПО, которому предстоит решать комплекс задач по развитию атомной энергетики"...

На станции в то время в расширении жилья нуждался каждый четвертый, и с началом сооружения БН-800 (уже был заложен фундамент под цех сборки реактора) начато строительство нового микрорайона - нынешнего "простоквашино". Кстати, в 85-м исполнилось 30 лет СУ БАЭС, начальником был Петр Матвеевич Романов.

30 лет в том году отметил и ОРС БАЭС. Экономист Валентина Семеновна Стрижова рассказывала в газете: "6 декабря 1955г. в Белоярском отделении Госбанка открыт лицевой счет ОРСа БАЭС. Эту дату мы и считаем днем рождения нашего коллектива.

Маленькие досчатые бараки, легкие летние навесы - так в то время выглядела торговая сеть ОРСа Товары хранились в небольших сараях, для продуктов был один холодильный прилавок. Первый год у нас работали 54 человека. Теперь в подраздделении трудится 875 работников, товарооброт за эти годы возрос в 47 раз".

Информационным лидером 1985 года в "Мирном атоме" был ЭЦСК (нач. А.Г.Шастин). Коллектив был, что называется, на взлете - много работал и на благо БАЭС, и для предприятий ВПО "Союзатомэнерго". На Кольской АЭС был успешно проведен ультразвуковой контроль корпуса реактора ВВЭР-440 с помощью установки, разработанной в ЭЦСК; для Армянской АЭС изготовлен автомат газовой резки труб и листового проката; для Смоленской - автомат для сварки каналов СУЗ; 15 комплектов ферритомеров разработаны для всех АЭС страны; для БАЭС выполнено восемь работ повышенной технической сложности, в т.ч. изготовлено уникальное устройсво измерения пространственного искривления каналов СУЗ. Комплексные установки, спроектированыые и изготовленные в ЭЦСК экспонировалсь на ВДНХ, на международных выставках в Индии и Финляндии.

На выставке побывала и еще одна работа, касающаяся Заречного - проект реконструкции нашего ДК "Ровесник", выполненный московским комбинатом декоративно-оформительского искусства Худфонда СССР при участии Свердловского архитектурного института, он стал одной из лучших работ на Всесоюзной художественной выставке. Всеми организационными работами занимался тогда замдиректора ДК Валерий Николаевич Боярских.

Руководством БАЭС и поссоветом было принято решение передать здание бывшей гостиницы по ул.Невского (где сейчас разместилась гордминистрация) "Ровеснику". "Представьте, - писал Б.С.Левин, - зимний сад под куполом на месте внутреннего дворика, помещения для любительских объединений и камерного театра, цирк, танцевальный зал с двумя эстрадами, изостудия, станционный музей, кафе, зрительный зал с ложами, амфитеатром и крутящейся сценой - так будет выгядеть наш обновленный Дворец. А в бывшей гостинице разместится отдел художественной самоджеятельности - хоровые и балетные классы, репетиционные оркестровые".

К сожалению, всему этому великолепию не суждено было сбыться, как и многим другим планам и мечтам.

Надвигался Чернобыль, дефолт, революционные 90-е... Но в 85-м мы еще жили в счастливом неведении этого.

Была серьезная попытка создания культурно-спортивного комплекса: рейды по спортсооружениям и площадкам вкупе со сводкой ДК дали аналитическую картинку свободного времени зареченцев. Руководителем спортсовета стал Саша Пальвинский, активно взявшийся за работу под патронажем директора "Ровесника" Б.С.Левина.

Летом прошел Карнавал-85, посвященный XII Всемирному фестивалю в Москве "По странам и континентам". О нем мы в 2002г. рассказывали в буклете "Чертова дюжина зареченских карнавалов" так: "Фестиваль как будто на один день из Москвы переехал в Заречный, который заполонили "делегаты" из стран Европы, Азии и Африки.

Казалось, весь Заречный вышел на улицы, и через этот живой коридор разноликая пестрая толпа протанцевала к стадиону - главной площадке Карнавала. Трибуны ходили ходуном, наполненные пятью тысячами зрителей, раскачиваясь в ритме самбы, когда на зеленом поле появился любимец зареченцев - ансамбль "Радуга"... Блистали и ведущие Карнавала - Ольга Филонина и Сергей Мальцев.

Летний отблеск этого события лег и на наши новогодние страницы: "Карнавал, карнавал закружил, околдовал..." - такой заголовок встречал читателя в последнем выпуске года "МА". Каждая маска представляла собой тот или иной цех:

"Завернувшись в серпантин, коллектив редакции под грохот тюнеров, вспышки лазеров, шум сатураторов, шепот продюсеров встречает прибывающих гостей. За дверями толкутся незамаскированные, но желающие самовыразиться. У них душно и стрессно. Но идет верстка, места больше нет...". Места на газетной полосе действительно не хватало: рассказали-то очень много, а в пересмешнике один абзац на каждый цех - много ли вместишь слов...

Людмила Костюковская


Hosted by uCoz