Интернет как роскошь или как доказать, что ты не верблюд



...Хотя на самом деле интернет в 21 веке - уже не роскошь, а необходимость. И сколько есть недовольных, например, коммунальными благами - столько жалуются и на интернет-услуги: провайдеров ругают на чём свет стоит за медленную скорость соединения (это как "вода в кране недостаточно горячая"), сбои подключения ("воды нет"), дорогие тарифы (тут сетования и вовсе аналогичны)... Но как и среди "коммунальных" недовольных, есть те, кто просто любит ворчать - а есть и те, кого обманули. Речь, конечно, о последних.

Как известно, основной (и до недавнего времени - единственный) интернет-провайдер нашего города - "Уралсвязьинформ". Монопольное положение в сфере связи вообще и интернет-услуг в частности эта организация, кстати, занимает не только в Заречном, но и во всём регионе - антимонопольная служба (ФАС) с завидной регулярностью рассматривает обращения и от граждан, и от предприятий, и от других провайдеров, которые сами подключены через УСИ. "Рынок "интернет услуг", за исключением крупнейших городов, продолжает оставаться практически монопольным", - констатирует в феврале этого года ФАС на своём сайте www.fas.gov.ru и добавляет: "В настоящее время ФАС России проводит проверку на оптовом рынке поставки трафика в части установления монопольно высоких цен и создания неравных условий деятельности". Но пока идёт проверка - жизнь продолжается, а вместе с ней - как водится, и проблемы.

Несколько предприятий и организаций Заречного (в том числе и наша редакция - так что за достоверность существования проблемы мы ручаемся, можно сказать, головой) столкнулись со сложностями в апреле - когда получили очередной счёт за интернет. На тот момент все мы работали не на "безлимитке" (когда за ежемесячную абонентскую плату можно скачивать любое количество информации), а старым добрым способом: платили за трафик, т.е. сколько скачал - за столько и заплатил. И в апреле вдруг выяснилось: потребление интернета в нашей редакции возросло в марте (именно за март пришёл счёт: система оплаты у нас - кредитная) в несколько раз: вместо обычных ......... на квитанции красовалась цифра ........ Помню, как наш менеджер рвала на себе волосы и нервно трясла сисадмина - требовала найти виноватого...

Аналогичная ситуация сложилась, например, у компании "Синсаунд", предприятия "Континенталь", ЗАО "Белмех" и пр. "Счёт за март в 3 раза превышал наше среднемесячное потребление, - рассказывает директор фирмы "Синсаунд" И.В.Пуликов. - Мы сразу обратились за объяснениями к начальнику нашего отделения связи М.В.Фалько; он ответил, что сам пока не знает, в чём дело, и порекомендовал заплатить минимальную абонентскую плату (это около 3,5тыс.руб.) до прояснения ситуации.

Тем временем "Личный кабинет" (сервис-услуга УСИ, где ты в режиме он-лайн можешь проверить в т.ч. и свой трафик) показывал, что и в апреле трафик у нас совершенно фантастический, но на наш вопрос М.В.Фалько мы получили тот же самый совет. Я предложил вычислить хотя бы среднемесячную сумму, чтобы мы не оставались в должниках (ведь абонентские 3,5тыс. - это меньше нашего среднестатистического потребления: обычно мы платили тысяч 7-8), но Максим Викторович сказал - не надо, всё будет нормально.

"Нормально" получилось так: следующий счёт пришёл аж на 58тыс.руб. (в итоге вплоть до сегодняшнего дня наш долг - более 80тыс.руб.). В XXI веке, когда в квартирах доступна безлимитка за 700руб., платить 80тыс. за 2 месяца интернета - это даже не смешно...

Стали анализировать данные - увидели: в списке сессий (т.е. подключений), предъявленных к оплате, попадаются такие труднообъяснимые строки как трафик в выходные и праздничные дни, ночное время, или, например, раннее утро 1 января - т.е. тогда, когда офис закрыт, а компьютеры выключены.

Некоторые сессии начинались в январе - а заканчивались в марте (хотя компьютеры и модем выключаются ежедневно)... Мало того: данные детализированного трафика, предоставленного нам УСИ, не совпадают ни с данными нашего внутреннего счётчика, ни с данными Личного кабинета, ни даже с выставленными счетами: в апрельском счёте есть данные за февраль и март - месяцы, за которые мы уже один раз заплатили. Нам объяснили это тем, что в апреле закончились сессии, начатые в феврале - и, к слову, после нашего обращения доступ в Личный кабинет нам закрыли.

М.В.Фалько в личном разговоре объяснил всё так: неофициально - это проблемы провайдера более высокого звена; официально - значит, вы столько потребили, а если у вас вирусы, которые запускают непрерывные сессии - это ваши проблемы.

Попытались мы получить и детализированный отчёт с указанием не только времени, даты и объёма данных, но и IP-адресов, откуда они скачивались. Нам прислали огромный документ с цифрами - но без подписи. Я предложил превратить это в документ, т.е. заверить печатями (тогда с этим уже можно было бы работать и что-то доказывать) - но получил отказ.

Что интересно, последующие счета шли уже среднестатистические - как раньше: и по объёму потребления, и по деньгам. Их мы оплатили до копейки.

Итог таков: платить за трафик, который мы не получили, я не собираюсь, как и заботиться о проблемах провайдера высшего звена (это, я считал, как раз обязанности нашего провайдера, у которого есть возможность покупать серьёзное программное обеспечение - в том числе и защищать свои сети от проникновения вредоносных вирусов).

Наши отношения закончились 24 сентября: УСИ отключил нас от интернета, и мы были вынуждены найти другого провайдера.

Кстати, отключили нас без уведомления. А на запрос - почему, в ответ я получил... уведомление о предстоящем отключении с 25 октября, датированное 15 октября. У меня иногда складывается ощущение: может, "Уралсвязьинформ" - это какая-то компьютерная программа, а не люди?.." Ситуации с прочими бывшими клиентами "Уралсвязьинформа" - аналогичны: меняются лишь суммы и активность переписки с УСИ. Например, как рассказывает о своём предприятии "Белмех" Э.Н.Ивлиев, детализированный отчёт от УСИ им удалось получить лишь в июле (к слову, этот текстовый файл не открывается ни одной стандартной программой-редактором), в отчёт за март тоже вошли данные за январь и февраль. "Что касается IP-адресов, - поясняет Эдуард Николаевич, - большинство их принадлежит УСИ: это промежуточные сервера провайдера, через которые мы делаем запросы. То есть увидеть, откуда мы реально получаем информацию, мы можем только со своего сервера. И данные нашего сервера и нашей системы учёта не совпадают с теми, что предоставил нам УСИ.

Последующие счета нам приходили большими, чем в январе и феврале - но существенно меньшие, чем в апреле. Тот счёт мы полностью так и не оплатили: за нами остался долг 20тыс., и по нашим расчётам мы переплатили ещё 18тыс.руб. В сентябре от интернета нас отключили. Официального ответа от УСИ на запросы (обосновать предъявленный счёт и объяснить наше отключение) у нас до сих пор нет".

Есть и ещё один интересный момент: биллинговая система, на которую ссылается "Уралсвязьинформ" в своих документах и которая, собственно, отслеживает трафик (её данные и есть тот самый детализированный отчёт) окончательно введена в эксплуатацию лишь 1 июня, о чём есть соответствующая информация на сайте УСИ www.ekt.usi.ru. "Одна из причин сбоев в сети передачи данных на сегодня - переход на новую биллинговую систему", - отвечает на многочисленные вопросы о низком качестве интернет-соединения и прочие претензии зам.директора Екатеринбургского филиала (он работает на всю Свердловскую область) "Уралсвязьинформа" И.Шутько 7 июля. То есть в июле её ещё отлаживали, а проблемные счета - за март... Ни слова не хочу сказать плохого про эту биллинговую систему - но ведь так и напрашивается предположение, что возможная причина сверхсумм в квитанциях - такие вот "сбои"...

Возвращаясь к началу - ситуация Заречного далеко не уникальна: на сайте ФАСа есть данные о проигранных "Уралсвязьинформом" судах, где его абоненты опротестовали выставленные им счета на интернет, которым они не пользовались. Прецеденты есть, например, в Тюменской области. Впрочем, ФАС вообще активно интересуется деятельностью УСИ: на запрос "Уралсвязьинформ" сайт выдаёт 386 ссылок на публикации и документы. "Уралсвязьинформ" является фактически монополистом на рынке, и вопрос о конкуренции с ним является традиционно больной темой", - отмечается на сайте. А когда лес рубят - щепки летят...

На сегодняшний день зареченские предприятия, попавшие в описанную выше ситуацию, работают с другими интернет-провайдерами, а долги так и остаются непогашенными. "Войну УСИ ведёт нешуточную, - считает И.В.Пуликов, - но я-то в их армию не записывался, и платить за их военные действия не собираюсь. Подадут в суд - пойдём в суд: мы готовы. Причём - мы готовы выступать консолидировано: вместе у нас больше шансов. Хотя наверняка есть и другие примеры: ведь вопрос - в цене, и если кому-то выставили 5000 вместо 500руб. - вероятно, многим проще заплатить, чем ввязываться. Но возможно, кто-то, прочитав эту статью, решит всё-таки добиваться справедливости - и нас станет больше".

Комментарии начальника зареченского отделения "Уралсвязьинформа" М.В.Фалько:

- Действительно, жалобы на высокие счета за март к нам поступали. Обратились порядка пяти предприятий, все - подключены со статическими IPадресами (т.е. у них установлено постоянное соединение). Трафик, который эти предприятия потребили и за который им выставлены счета, подтверждается нашими службами и системой биллингового учёта.

Единственный момент - в начале года у нас был сбой подсчёта трафика: трафик за предыдущие месяцы (январь и февраль) был выставлен в последующиемапрельском счёте за март. Видимо, неравномерность сумм и привела к вопросам.

- Но в январе и феврале эти предприятия исправно платили за интернет - причём им выставляли объёмы потребления приблизительно такие же, как и в прошлом году, т.е. в среднем потребление было стабильным...

- Если сравнить ежемесячные трафики - налицо плавная тенденция к увеличению объёмов потребления, причём именно начиная с января. - Сразу - в несколько раз у нескольких предприятий?..

- Понимаете, сеть Интернет и его трафик зависит от самых различных факторов. И если уж предприятие организует подключение к сети, оно должно чётко осознавать риски. Например - хакерские атаки и вирусы.

- И всё же как получилось, что в детализации трафика есть сессии в выходные и праздничные дни, ночное время и т.д. - время, когда офисы закрыты?

Я, например, совершенно достоверно знаю про своё собственное предприятие: закрытие офисов фиксируется за подписью сотрудников, модем просто выключается из розетки. И трафик не увеличивался, что доказывает внутренняя система учёта.

- Факты, что компьютер на предприятии выключен, как и то, что предприятие не потребляло такое количество трафика, ещё нужно проверять и доказывать, и это - проблема предприятия. Если есть признаки преступления или неправомерного доступа к компьютерной информации - этим должны заниматься органы внутренних дел по соответствующему заявлению предприятия. Всю информацию о трафике можно получить в виде детализации, где указаны дата и время сессии, а также IP-адрес. Всё это фиксирует наша биллинговая система, сертифицирована в соответствии с законом (она находится в Екатеринбурге и обслуживается подразделением УСИ). До неё информацию фиксирует предбиллинговая система, и её данные - однозначны. Вопрос в том, правильно ли их тарифицировала биллинговая система. Если есть неподтверждение трафика при сравнении данных предбиллинговой и биллинговой систем - мы делаем перерасчёт. На моей памяти было 4 случая, когда биллинговая система ошиблась: не посчитала какие-то данные либо какие-то посчитала дважды.

- Насколько часто эта система проверяется и насколько велика вероятность её сбоя?

- Такими данными я не располагаю. Но поводов сомневаться в том, что система работает исправно, у нас нет: иначе она не была бы сертифицирована и её не приняли бы в эксплуатацию.

Алиса Мучник


Hosted by uCoz