УМЕРЕННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
"Государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи... Внедрение таких технологий позволит избавиться от стояния в очередях, от траты денег и времени". Впрочем, применять компьютерные системы для более эффективной работы госучреждений пытаются уже лет десять. В частности, когда вводили ИНН, чиновники радостно рапортовали, что теперь путаница будет исключена: каждый гражданин во взаимоотношениях с государством получает свой уникальный номер. Да и по базам компьютерных данных не составит труда точно определить конкретного человека: ведь по Интернет-каналам запрос от Калининграда до Владивостока пробегает за считанные секунды. Увы, действительность оказалась куда прозаичней, ещё раз подтвердив старый университетский анекдот: "Студент Иванов полдня просидел за дисплеем компьютера, но не смог решить задачу. Совет студенту Иванову: сядьте перед дисплеем!". Замените в анекдоте студента на чиновника - и получите реалии деятельности государственных структур. В подтверждение этому - несколько миниатюр из жизненного опыта всего одной российской семьи. В начале "нулевых" годов гражданка Т. баллотировалась в муниципальную Думу посёлка Рефтинского. В числе сведений, подаваемых кандидатом в депутаты, перечислила собственность, которой владела. Через неделю ей сообщают в избирательной комиссии: "Вы предоставили недостоверные данные: скрыли, что у Вас в г.Асбесте есть квартира, гараж и овощная ямка!". Кандидатка в полном недоумении: откуда что взялось?! Председатель избиркома пожимает плечами: "Данные предоставлены по нашему запросу Асбестовским БТИ. Может, Вам кто-то всё это подарил, а Вы не знаете?". Дело-то серьёзное: по тогдашним законам, подобное нарушение могло привести к снятию с выборов. В ходе собственного расследования выяснилось, что в БТИ Асбеста значится тёзка нашей кандидатки - только лет на 20 постарше, с другими паспортными данными и с другим адресом места жительства. Однако сотрудница БТИ была непоколебима в защите чести мундира: "Да, такие ошибки бывают. Ну и что? Мы сортируем информацию по ФИО, и вовсе не обязаны сверять паспортные данные, год рождения и место прописки собственников". Занавес. Проживая в Рефтинском, гражданка Т. успела в течение двух лет побыть индивидуальным предпринимателем. По объёмам финансовых потоков назвать её бизнес даже малым - значит, сделать ему большой комплимент. Однако Т., как положено, состояла на учёте в налоговой службе (ИФНС) и Управлении Пенсионного фонда России (УПФР) в Асбесте, регулярно вносила платежи. В начале 2005г., в связи с переездом на постоянное жительство в г.Заречный, официально прекратила предпринимательскую деятельность, снялась с учёта во всех госучреждениях в Асбесте и встала на учёт в соответствующих структурах, обслуживающих Заречный, уже как простая гражданка-налогоплательщица. Последний налоговый платёж по бывшей предпринимательской деятельности отправила с небольшим опозданием, через месяц после переезда в Заречный. Однако прошло два года - и Белоярская Межрайонная ИФНС почему-то вернула ей этот платёж, как излишне уплаченные средства. Что ж, специалистам виднее: излишне - значит, излишне, и заморачиваться по этому поводу Т. не стала. Прошло всего-навсего три года, и гражданку Т. разыскал судебный пристав-исполнитель Асбеста. Учитывая, что расстояние между Асбестом и Заречным порядка 70км, это соседние муниципальные образования в пределах одного региона, темпы розыска просто поражают воображение. Что же случилось? Оказывается, ещё тогда, в 2005, УПФР по г.Асбесту заявило, что вообще не получило от гражданки Т. ни одного платежа, а ИФНС не дождалась последнего платежа - и они подали иск в мировой суд Асбеста. Мировой судья простым письмом направила повестку по прежнему адресу гражданки Т. (откуда, как мы помним, она давно выписалась и встала на паспортный учёт по новому адресу). Не убедившись в том, что ответчик извещён о самом факте существования судебного иска, не говоря уж о дате и времени судебного заседания, судья заочно присуждает гражданке Т. выплатить все якобы имеющиеся недоимки, пени и судебные издержки. Впрочем, проведение судов "за спиной", втихаря от ответчика, оказывается, практикуется достаточно широко: например, гражданин Т. однажды также узнал о своём вызове в судебное заседание лишь через полгода после того, как состоялся суд (опять же "за спиной"), и было вынесено решение, а также истекли сроки его обжалования. Причины одни и те же: отправление судебных документов простыми письмами (на заказные у судов нет денег), ввиду общедоступности почтовых ящиков не попадающими в руки адресату, тем более - направленных по устаревшим, либо вообще недействительным адресам. А главное - увы, мягко скажем - равнодушие судей, у которых не возникает и тени сомнения, почему на заседание не явился ответчик и был ли он вообще извещён о судебном иске. Вернёмся к проблемам гражданки Т. После длительной и интенсивной переписки с судебным приставом, ИФНС, УПФР и другими инстанциями, вплоть до администрации Президента РФ и отправки ксерокопий платёжных квитанций (которые чудом сохранились после трёхлетнего периода) обрисовалась неприглядная картина функционирования российских госучреждений. УПФР вдруг обнаружило сделанные ею платежи, которые доселе числились у них в разряде "неопознанных". В чём тут же и обвинило саму плательщицу: дескать, нужно было не просто перечислять сумму, а каждый раз лично являться в УПФР с квитанцией и радостно докладывать: "Смотрите: я перевела вам деньги!". Бесконечные очереди в УПФР, а также наличие на банковском платёжном документе идентификационных данных плательщика в расчёт не принимаются: докладывать Главному Чиновнику о сделанном платеже нужно непременно, лично и каждому. Выяснилось всё и с налоговой службой: платёж попал по нынешнему месту регистрации - в Белоярскую ИФНС, откуда и был возвращён плательщице (теперь она уплатила его снова: вот такой денежный футбол получился), а Асбестовская ИФНС упорно продолжала разыскивать "неплательщицу". То, что это соседствующие подразделения одной госструктуры в одном регионе, а также наличие уникального ИНН не является аргументом для господ чиновников...
Скажете, всё хорошо, что хорошо кончается? Но
ведь судебные издержки за якобы состоявшийся (за
спиной ответчика) суд, а также набежавшие пени
(за три года, в течение которых госучреждения,
вооружённые компьютерами, Интернетом, ИНН,
адресными базами данных, не могли разыскать
гражданку Т. - нет, не на Луне, и не на Северном
полюсе, а в соседнем городе одного и того же
региона) оплачивать пришлось гражданке Т. А если
б поиски человека, ни от кого не скрывавшегося,
официально зарегистрированного по новому адресу,
велись не 3, а 10 или 20 лет - какие суммы пеней
набежали бы тогда? Или это новый способ
относительно честного отъёма денег -
государственный бизнес на пенях? Занавес.
Несколько месяцев назад на квартиру супругов Т. пришло письмо от судебного пристава из Белоярского района, адресованное некоему гражданину Р. Можно, конечно, было бросить письмо тут же, на подоконник возле почтовых ящиков (как делает каждый второй житель). Однако, памятуя собственную эпопею, описанную выше, супруги Т. переслали письмо обратно судебному приставу, приложив комментарий: указанный гражданин здесь не проживает. Казалось бы, получив такое сообщение, судебный пристав должен был сесть за компьютер и разыскивать действительный адрес неплательщика. Однако случилось прямо противоположное: служитель Фемиды принялся бомбардировать письмами адрес супругов Т., очевидно, полагая, что неизвестный гражданин Р. прячется у них под диваном. В свою очередь, обеспокоив этими письмами самих супругов Т.: раз государев чиновник настаивает на своей правоте, значит, гражданин Р. втихаря от хозяев прописался в их квартире? Теперь уже супруги Т. бьют тревогу, обращаясь в компетентные органы. После чего всплывает очередной курьёз, отображающий уровень качества работы госучреждений. Действительно, существует некий гражданин Р. Где-то прописан, а где-то живёт фактически. Работает шофёром в шарашкиной конторе, нарушает на служебной машине правила дорожного движения, называет инспектору ГИБДД вымышленные адреса. Штрафы, разумеется, не платит. ГИБДД направляет дела в суд, судья передаёт решения судебному приставу, тот строчит грозные письма. Штамповочный конвейер работает почти безупречно. Почти - потому что ни одна (!) из инстанций не удосуживается проверить, а действительно ли гражданин Р. зарегистрирован по указанному адресу. "Контора пишет!", - говорили советские юмористы. Сейчас, в духе научно-технического прогресса, конторы не пишут: щёлкают по клавиатурам, подбрасывают бумагу в принтеры... Вместо того, чтобы использовать компьютер для подключения к адресной базе данных. Занавес. Перечисленные эпизоды из жизни всего одной российской семьи свидетельствуют, что повальная компьютеризация практически не повлияла на эффективность работы госучреждений. И дело даже не в том, что впустую расходуется рабочее время чиновников, впустую тратятся деньги на почтовую переписку. А кто подсчитывал, сколько решений судов не исполнено потому, что ответчики просто не подозревают об их существовании? И, например, только будучи снятыми с международного авиарейса, обнаруживают, что, оказывается, кому-то что-то задолжали? А может, и не задолжали ничего - но сроки обжалования судебной ошибки давно прошли? Когда-то английский писатель назвал Ленина кремлёвским мечтателем. Не хочется проводить никаких аналогий, но внедрение компьютерных технологий в госучреждениях пока напоминает анекдот про компьютеризацию школ: "Да, компьютерный класс нам сделали хороший. Жаль только, что не все ученики, уходя на перемену, стирают тряпочкой мел с экранов мониторов".
К оглавлению ... |