О постановке несовершеннолетних



на профилактический учет ПДН ГОВД

Практика показывает, что только раннее выявление несовершеннолетних правонарушителей и проведение с ними индивидуальной работы является эффективной мерой воздействия на негативные процессы, происходящие в подростковой среде.

Законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" №120-ФЗ от24.С6.1999г. (далее - Закон) в ст.5 определены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В их числе - подростки, совершившие проступки, повлекшие применение мер административного взыскания. Закон возлагает на ПДН ОВД обязанность вести учет противоправных деяний подростков, а также собирать информацию для статотчетности.

В соответствии со ст.23.2, 28.8 ч.1 КоАП РФ все протоколы об административных правонарушениях по линии несовершеннолетних в течение трех суток после составления направляются для рассмотрения в территориальную комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Заречного (далее - ТКДН и ЗП).

После рассмотрения комиссия в течение трех суток направляет в ПДН ОВД выписку из протокола заседания с указанием реквизитов документа, вида постановления по делу и наказания по каждому несовершеннолетнему.

Должностные лица ПДН после получения выписки из протокола заседания комиссии представляют начальнику ОВД предложения о целесообразности постановки несовершеннолетнего на учет.

Разрешение о постановке на учет дается в письменном виде начальником ОВД или его замом. На подростков, проживающих на территории, обслуживаемой ОВД, заводятся учетно-профилактические карточки. В соответствии со ст.1.1 и 1.3 КоАП РФ нельзя привлечь к административной ответственности лицо, нарушившее какие-либо правила и нормы, предусмотренные как федеральными законами, так и иными нормативно-правовыми актами РФ, если ответственность за их нарушение не закреплена на федеральном уровне в КоАП РФ, на уровне субъекта - в законе субъекта РФ.

Следовательно, за совершение всех административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и законами Свердловской области, несовершеннолетние ставятся на профилактический учет.

Однако надо иметь в виду, что постановление по делу об административном правонарушении согласно ст.31.1 КоАП РФ вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Должностные лица ПДН ОВД также ставят на учет правонарушителей в случаях, если их противоправное поведение в установленном порядке зафиксировано в заключении, утвержденном начальником ОВД по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений, или других сообщений в отношении лиц, например, совершивших правонарушения до достижения возраста административной или уголовной ответственности. В заключении должны содержаться сведения о проступках несовершеннолетнего, личности подростка, условиях его жизни и воспитания, родителях или лицах, их заменяющих, а также мотивированные выводы о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с постановкой на учет ПДН ОВД. В этом случае срок постановки на учет определяется датой утверждения заключения.

Таким образом, с момента вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу или со дня утверждения начальником ОВД заключения несовершеннолетние ставятся на учет. В случае, если указанные лица уже состоят на профилактическом учете в ПДН ОВД, делаются отметки о правонарушении и принятых мерах.

При однократном малозначительном административном проступке при наличии соответствующих данных об особенностях личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их заменяющих, должностные лица ПДН вносят начальнику ОВД мотивированные предложения (рапортом) о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет ПДН.

При малозначительности административного правонарушения ПДН и ЗП уполномочена освободить лицо, совершившее проступок, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст.2.9 КоАП РФ).

Какого-либо нормативного определения понятия "малозначительное деяние" не существует. Вместе с тем его отличительным признаком является то, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе оно не содержит каких-либо угроз для охраняемого законом объекта правонарушения. Это такие проступки, которые не представляют большого общественного вреда и не наносят значительного ущерба государственным или общественным интересам либо непосредственно гражданам. При этом нельзя путать устное замечание, которым может ограничиться комиссия, с предупреждением, которое, в отличие от замечания, является административным наказанием.

Устное замечание не влечет юридических последствий для нарушителя. КоАП РФ не предписывает обязательность освобождения от ответственности за все малозначительные проступки, а предоставляет только право принять такое решение. В связи с этим комиссия обязана при производстве по делу об административном правонарушении рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что конкретным действием не нанесен какой-либо значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой совершено деяние, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, и т.п.

Формальным признаком правонарушений, по которым может быть принято решение об их малозначительности, является наличие в санкции статьи КоАП РФ такого вида наказания, как предупреждение. Если статья предусматривает наказание в виде штрафа, то такое правонарушение не может быть признано малозначительным. Поэтому в случае установления на заседании факта малозначительности правонарушения комиссия по результатам рассмотрения дела объявляет устное замечание, которое нигде не фиксируется, и выносит постановление о прекращении дела производством (ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Таким образом, определение административного правонарушения как малозначительного и освобождения от административной ответственности в каждом случае решается комиссией индивидуально, В целях предотвращения рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних неправомочным органом и отслеживания ситуации с постановкой правонарушителей на учет в ОВД должностными лицами ПДН ОВД совместно со специалистами комиссии проводится ежеквартальная сверка административных протоколов.


Hosted by uCoz