Из чего строят 4 блок?
А больше и не надо: почти всё здесь контролирует компьютер, оператору остаётся только ввести рецепт бетонной смеси и смотреть на мониторы. Остальное делают умные машины. Сначала - открывают затворы бункеров, где хранятся щебень и песок (зимой они ещё и нагреваются специальной установкой), и материалы высыпаются на расположенную ниже транспортёрную ленту. Она же - весы: компьютер фиксирует вес, как только материала высыпалось достаточно - закрывает затвор, и то же самое повторяется со следующим материалом. Когда всё отмеряно, транспортёр включается, и материалы едут в скип - ковш, поднимающийся по рельсам к бетоносмесителю. Он тоже включается компьютером - чётко к моменту, когда скип уже наверху. Здесь к щебню и песку добавляются вода, цемент и химдобавки - тоже в строго определённых дозах. Всё перемешивается заданное количество времени - и бетон готов. Быстро, точно, качественно. И, что немаловажно, недалеко от стройплощадки 4 блока: БСУ-3 расположено прямо за КСР. Так изготавливается порядка 70-80% бетона для строительства 4 блока БАЭС. Собственно, именно для этого БСУ-3 и было создано в 2007г. при поддержке Генподрядчика стройки - "Уралэнергостроя": 99% выпускаемого здесь бетона идёт на новый блок. В принципе, БСУ-3 мог бы и на все 100% удовлетворять потребности стройки: производительность завода фирмы Knelle - 45 кубов в час, а завода Liebherr - до 100куб./час. "Но мы не ставим целью полностью перетащить к себе все заказы стройки, - поясняет директор ООО "БСУ-3" С.Е.Федотов. - В снабжении строительства бетоном участвует ещё один завод - ООО "БСУ-1". Потому что у каждого завода бывают технологические перерывы в работе, а стройка ведь не может остановиться! Так что мы с БСУ-1 соблюдаем негласный паритет. Сейчас мы загружены процентов на 40-45: есть, куда двигаться. Хотя порой в день приходится выпускать до 1000 кубов - всё зависит от хода стройки, так что запас мощности необходим. Сегодня, когда строятся стены и перекрытия, больших разовых заказов нет - зато добавилось количество одновременно возводимых конструкций и работающих подрядчиков, которых необходимо одновременно снабжать бетоном. Иногда возникают даже очереди (хотя чаще всего их причина - нехватка машин)". Ассортимент бетона, оказывается, весьма широк - и эти два завода умеют сделать практически всё, что потребует проект 4 блока. В т.ч. здесь выпускают и специальные бетонные смеси - например, особо тяжёлые бетоны на металлических заполнителях для защиты реактора. Или т.н. самоуплотняющиеся смеси: это европейская технология, когда при помощи химдобавок (суперпластификаторов новейшего поколения) можно получить бетонную смесь, которая сама заполняет предоставленный ей объём, т.е. растекается, сохраняет подвижность и не расслаивается. "Основное её преимущество в том, что снижается трудоёмкость по укладке, - объясняет Сергей Евгеньевич. - Кроме того, повышается качество лицевой поверхности бетона: после снятия опалубки поверхность гладкая, ровная и чистая. Сейчас перед нами Уралэнергострой поставил задачу довести выпуск таких бетонов до 80% (сегодня у нас - 20%). Дело в том, что пока заказчик в этом вопросе немного сомневается: такой бетон дороже. Но в конечном итоге он снижает трудоёмкость: нужно меньше людей, меньше тратится электроэнергии, потому что этот бетон не надо вибрировать - он и так хорошо ложится". - А почему оборудование - немецкое? В России такого не делают?.. - Вопрос в надёжности. Российские аналоги есть - вроде бы тоже на автоматике, с такими же программами... Но прежде, чем принять решение о приобретении оборудования, мы объездили в нашем регионе порядка 10 заводов, изучили разных поставщиков (итальянских, турецких, финских, российских) - и всё-таки решили выбрать немцев. Хотя их заводы - самые дорогие, но они же - самые надёжные. К тому же, они ориентированы на выпуск качественной продукции. Например, в Германии фирма Knelle поставляет оборудование на особо ответственные стройки - возведение мостов, плотин и пр. На каждой установке работает по оператору, оба завода обслуживают мастер смены, слесарь и водитель погрузчика. Всех - по двое, на каждую смену. Их у нас две: работаем с 8 утра до 12 ночи. Пока этого достаточно, хотя порой и приходится работать сверхурочно, если где-то идёт непрерывное бетонирование. Бывало, и до 5, и до 8 утра работали в горячие деньки... Весь наш персонал - зареченцы, только оператор погрузчика каждый день приезжает из Кочнево. Сам я живу в Заречном с 1996г., работал на стройках в структуре Уралэнергостроя - так что строительную работу знаю. Когда меня пригласили сюда, я был единственным работником: должен был набрать персонал и начать работать. Сначала принял двоих - А.В.Маракулина и С.А.Жиндарева, мы втроём обучились на операторов (для этого специально приезжали специалисты из Германии) - и запустили завод. Первый бетон выпустили 29 декабря 2006г. - помню, потому что прямо перед Новым годом... Потом, когда надо было расширяться, обучали новичков уже сами. Сегодня непосредственно производством занимается мой заместитель - Н.В.Ланских, тоже много лет отработавший на строительных предприятиях Заречного. Учёт ведут главбух и бухгалтер-экономист: И.В.Бабушкина и Ю.С.Захарова. - А кто контролирует качество? - Входной контроль качества по договору ведёт Центр качества (мы о нём не так давно рассказывали - прим.авт.). Наше предприятие вообще полностью находится под их контролем: это и ежедневный - даже, если нужно, в выходные - входной контроль материалов и контроль качества выпускаемой продукции - отбор проб бетона от каждой конструкции. На каждую партию бетона у нас есть паспорт качества. - А бывало, что проверку пройти не удавалось? - У нас - нет. А вот по материалам - были случаи, когда поставщики привозили брак. Мы его тут же с площадки убираем, чтобы он даже случайно в производство не попал. Совместно с Центром качества мы разработали т.н. карту контроля качества: каждый, от водителя до диспетчера, отвечает за свой участок работ - и их обязанности ещё и перекрываются, чтобы контроль шёл многоступенчатый. Если есть возможность - используем брак на неответственных конструкциях, и то - только по согласованию с лабораторией Центра качества. Если нет - утилизируем на свалку. Одновременно прекращаем поставку, а потом или разрываем отношения с этим поставщиком, или обязуем его усилить внутренний контроль. Подругому просто нельзя. - Все материалы - местные, из Свердловской области: во-первых, везти откуда-то издалека нет смысла, получается дорого, а во-вторых, стараемся поддерживать местных производителей. Основной поставщик щебня - Курманский каменнощебёночный карьер: он нам поставляет кубовидный щебень, это одно из последних требований к качеству бетона (обычный щебень мы теперь вообще не используем). В нём, в отличие от обычного, грани каждого зерна более-менее одинаковы - в итоге бетон лучше прокачивается через бетононасос, лучше укладывается, между зёрнами остаётся меньше пустот - соответственно, готовая конструкция получается прочнее. Песок привозим из Каменска-Уральского - речной, промытый, очищенный от глины и органических остатков. Это тоже - требования качества: содержание глины в песке должно быть меньше 2%, а мы от поставщиков добились 0,2%. Нам разные поставщики привозили образцы, но если мы находим в песке глину в комках - сразу отказываемся: это - категорически недопустимо. Представьте, если такой комочек окажется где-то в конструкции - неизвестно, как он через 50 лет "выстрелит"... Цемент используем Сухоложского цементного завода - опять же, по причине высокого качества, и плюс к тому - налаженной логистике: по нашему желанию они привозят любое количество цемента в любое время. Наверное, встречали в Заречном их цементовозы с красными кабинами: они к нам на стройку идут потоком. Нас вообще все наши поставщики удовлетворяют - и в плане доставки, и в плане качества. - Вы, наверное, у них одни из главных заказчиков? - Ну почему, - смеётся Сергей Евгеньевич. - Сухоложкцемент, например, работает на всю страну. Но у ККЩК мы забираем практически весь кубовидный щебень. Кроме этого, нам поставляют химдобавки. Например, летом мы применяем пластификатор и комплексные добавки, которые обеспечивают подвижность бетонной смеси при меньшем количестве воды и сохранении качества. На нашей стройке - очень густое армирование конструкций, и жёсткий бетон уложить очень сложно. А просто разбавить бетон водой (так иногда делали на старых стройках - чтобы не работать лопатой и вибратором) - значит резко уменьшить его прочность. А зимой добавляем в смеси противоморозную добавку - чтобы, пока ведутся работы по укладке, бетон не замёрз. Всё это производит первоуральская фирма "Полипласт". Но для литых самоуплотняющихся бетонов мы применяем итальянскую химдобавку: с ней бетон получается текучий, почти как вода. У местных производителей пока такая добавка не получается... - Кто координирует вашу работу? Ведь подрядчиков много, ваша работа зависит от их потребностей... - "Генеральный координатор" - главный диспетчер стройки. У нас тоже есть свои диспетчеры - Т.С.Хрестолюбова и К.О.Титова, они постоянно сидят на телефоне, каждая - в свою смену. Главный диспетчер стройки распределяет объекты по времени, заказывает технику и т.п., всё согласовывается. Она же следит, чтобы нагрузка на БСУ-3 и БСУ-1 была равномерной. - Сергей Евгеньевич, а куда денутся ваши заводы, когда 4 блок достроят?.. - Наши заводы - модульные: при необходимости, их легко можно демонтировать и перенести на новое место. Но ведь у нас есть перспектива строительства 5 блока!
К оглавлению ... |