НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ ДЕРЖИМСЯ



Солнце светит вовсю. Пахнет травой, пылью и каникулами. Как в такие дни можно учиться, непонятно... Но все ещё учатся, и, подходя к школе, я учеников вижу издали. Вместе с учителем они сидят на газоне. Подхожу, смотрю: нет, не просто сидят - сажают рассаду в клумбы из старых автомобильных покрышек. Школа, в которую я пришла, наверное, самая маленькая в нашем городском округе. Может, она самая маленькая и в области, не знаю... Я медленно иду по коридору, глазея на стены, где развешаны фотографии с последнего субботника, акварельные детские рисунки. Рисунки мне нравятся. Фотографии тоже. А вот и большой плакат с ликом Божьим, на котором - большими буквами: Православная школа во имя иконы Казанской Божьей Матери и Святых Царственных Страстотерпцев.

Впечатляет, конечно, такое название. Невольно начинаешь думать: что ж это за школа такая, и что в ней за дети? Тихие, наверное, набожные. Девочки - в длинных юбках, в платках... Но школа - как школа. Парты, учебные пособия, библиотека с книжками. Хорошее оснащение современной техникой: на 17 учеников - 8 компьютеров, 2 телевизора, 2 DVD-проигрывателя. Вовсе не висят там иконы в каждом углу. Дети - тоже обычные. Зимой ходят на лыжах и катаются на коньках, над ветеранами войны шефствуют, ездят на экскурсии, участвуют в конкурсах, с уроков иногда сбегают...

И уж точно нельзя сказать, что после окончания школы им будет одна дорога - в семинарию.

Государственный стандарт образования - он и в православной школе стандарт, качество и объем знаний здесь такие же, как везде. Да, есть особенный школьный компонент: изучение основ православной культуры. Но не он делает школу православной. И даже не поездки по храмам, не внимание к христианским праздникам, не кружок духовной музыки, не молебен, который отец Николай, настоятель храма во имя свт.Николая Чудотворца, читает каждый понедельник...

Располагается школа на Островского,4, деля помещение с ДЮСШ и городским Краеведческим музеем. Кабинетов всего четыре, и заниматься приходится в две смены. Мало места! - это главное, что огорчает директора Т.Е.Тихонову. - Я бы вот сейчас пригласила детей к нам учиться.

Но не могу: их просто некуда принять, - сокрушается она. - Вот кельи в монастырях - узкие, тесные, да? Рассчитаны на одного...

Пребывание в келье даёт человеку возможность размышлять и молиться. Но когда такая келья, а в ней 3-4 человека полдня проводят - это порождает агрессию. Вспомните перемену в обычной школе - как там дети носятся! Особенно - как в столовую бегут наперегонки, как будто их порцию кто-то другой может съесть! Таким образом они избавляются от лишних эмоций. А у нас этого не происходит. Очень нужны помещения!

В жизни почти всегда недостатки - продолжение достоинств. В том, что школа маленькая, есть и польза. Ведь если в классе не 23, а 3 ученика, то учитель может уделить внимание каждому. Обучение становится индивидуальным - то есть таким, при котором только и можно рассчитывать на тот результат, которого хочешь добиться.

Надо сказать, что Тамару Егоровну я застала за письмом какому-то важному человеку: увы, директор просит денег. Школа, будучи учреждением негосударственным, из федерального бюджета не финансируется, и её благополучие держится на трёх китах: городском Управлении образования, госкорпорации "Росатом" и, конечно, Епархии. И вот в конце года, вильнув хвостами, киты расплылись в разные стороны... Приходится искать поддержки везде, где только можно. Это добавляет мучительного напряжения в работу. А ведь место директорское и без того не мёдом намазано.

- Дети к нам пришли из школ - скажем так: где они были не нужны и откуда их с радостью отпускали.

На сегодняшний день наша школа - это корабль, такой Ноев ковчег, куда подбираются все утопающие. Не было бы нас - в подворотне оказались бы не только эти дети, не 17 человек, а в три, в четыре раза больше: каждый же за собой друзей потянет... А у нас живут по принципу "не ври". Расскажи правду, и мы попробуем тебя понять.

Вот был случай - своровали теннисный стол из спортивной школы. Мария Ивановна Шестакова, директор, говорит: "Это ваши, больше некому...". Стали разбираться - и нашли стол этот. Все знают, как детям нужно своё пространство. Именно поэтому они любят строить домики, и у нас в Заречном дети строят их на деревьях - укрепляют вверху между стволами. Вот для создания такого домика теннисный стол и исчез...

Или вот мальчишка ко мне приходит - шесть сотовых телефонов в карманах! Я, говорит, Тамара Егоровна, их не ворую. Я их - нахожу! Ну, беседую с ним...

Конечно, иногда становится уже совсем невмоготу. Тогда я прошу отца Николая поговорить с детьми, и он находит нужные слова. Это мой духовник и спаситель. Он убеждён, что миром правит любовь. А я ему говорю: миром правят любовь и предательство...

Почему до сих пор я не ушла на пенсию? Сложный вопрос. 3 года назад архиепископ пригласил меня занять пост директора с просьбой вернуть православной школе доброе имя. Могу поэтому сказать, что на работе меня держит честное слово.

История школы, действительно, не совсем простая. Возникнув в 1992г. как экономический лицей, школа несколько раз меняла устав, пока в 2001-м не определилась как православная. Кстати, она стала первой православной школой в Епархии. Её появлению, в общем, радовались: во-первых, хорошо, когда образовательные учреждения столь разнообразны; во-вторых, это было воспринято как ещё один признак того, что в России возрождается православие. Для верующих людей - факт отрадный.

Но с течением времени репутация стала падать. Когда Тихонова заняла место директора - у школы, можно сказать, вовсе не было уже никакой репутации. Только 400 тысяч долга.

В самой Тамаре Егоровне нет ничего такого, что позволило бы с первого взгляда угадать в ней директора православной школы. Со второго взгляда этого тоже не угадать. Очень активная, деятельная, известная в нашем городе практически всем жителям - как депутат гордумы, как организатор Курчатовских чтений, наконец, как учитель, получивший Путинскую премию. Но такими христианскими добродетелями, как смирение, она похвастаться не может. Считает, что хоть на всё и Божья воля, но, чтобы эта воля реализовалась, нужно потрудиться как следует самому. Только тогда будет результат.

- Подводя итоги учебного года (а итоги хорошие), хочу сказать, что нашим детям не просто в жизни, но они стали внимательнее и добрее. Вот перед 23 февраля, перед 8 марта - спрашивают: "А мы идём наших ветеранов поздравлять - или как?". В обычной школе я за 40 лет работы такого не слышала... Поездки по храмам очень многое делают. Наши школы проигрывают, не возя детей туда. Ездим по району, по области... Это же наша история!

И, конечно, школа бы не состоялась, если бы не поддержка учителей и школ города. Вот сейчас у нас все дети - рисуют. Все - запели. И это заслуга педагогов!

В этом году я перестроила работу духовно-нравственного воспитания. Мне хотелось, чтобы дети поняли, что такое чужая боль, что такое война. Стала показывать им фильмы: "Судьба человека", "А зори здесь тихие", "Одна война", "Мальчик в полосатой пижаме"... Смотрят. "Плакать хочется", - говорят...

Интересно, что подводя итоги, Тамара Егоровна не говорит: повысилась успеваемость. Она говорит: дети стали добрее... Потому что именно в этом видит основную задачу православной школы - открыть ученикам красоту божьего мира, научить внимательному интересу к людям, уважению к истории. А ещё она учится сама. Ведь учителем может быть только тот, кто не утратил этой способности - наблюдать и учиться.

Наталья Бакирова


Hosted by uCoz