65 ЛЕТ ПОБЕДЫ


НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ НЕ СТАВЯТ КРЕСТОВ

НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ НЕ СТАВЯТ КРЕСТОВ

"Липской Наталье Евдокимовне. Извещение. Ваш муж, красноармеец Липский Игнатий Романович, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявивший геройство и мужество, погиб 18 сентября 1943 года. Похоронен с отданием воинских почестей".

Похоронка - всё, что сохранилось у Татьяны Игнатьевны Потаповой, дочери погибшего красноармейца. Неизвестным остался номер его воинской части, как и место последнего боя. Сорок лет Татьяна Игнатьевна не имела покоя, пытаясь отыскать могилу отца. Её сын, Олег Александрович, тоже приложил много сил, чтобы найти место, где похоронен дед. Побывал в Железногорске и Воронеже, в Орле и на Курской дуге. Но всё безрезультатно. И вот однажды, в конце января 1983 года, Татьяна Игнатьевна прочитала в газете "Правда" статью Юрия Махненко "Дом возле танка" - о жителе Чернигова Владимире Денисовиче Драгунове.

Черниговская областная газета "Деснянская правда" (пер. с укр.): "...на территории Черниговщины война оставила не одну сотню могил. Защитники Отчизны гибли и в оборонных боях сорок первого, и при освобождении области сорок третьего. Они умирали от тяжёлых ран в войсковых госпиталях и медсанбатах. Не всегда удавалось похоронить их с почестями - часто могилы вырастали в лесах и ярах, на берегах рек. В послевоенные годы останки воинов были перенесены в братские захоронения, каких на Черниговщине больше тысячи. Но, к превеликому сожалению, ещё не на всех них значатся имена погибших".

Фронтовик, участник Сталинградской битвы полковник Драгунов был тем человеком, кто восстанавливал эти имена. После публикации в "Правде" к нему полетели письма со всей страны.

Не зная точного адреса, люди писали на конвертах:

"г.Чернигов, дом возле танка. В.Д.Драгунову". Так поступила и Татьяна Игнатьевна.

В.Д.Драгунов - Т.И.Потаповой, 21 января 1984г.: "На публикации в центральных, республиканских, областных газетах мною получено около одной тысячи писем. Не успеваю отвечать. Вся беда в том, что в этих статьях корреспонденты пишут не совсем правильно, как оно есть на самом деле.

Ведь поисковой работой занимаюсь я только один вот уже более десяти лет. И именно я одинок.

Никто бесплатно помогать не хочет. А тут ещё и приписывают каких-то юных следопытов, которых я и в глаза не видел, да они и не смогли бы мне оказать какую-либо помощь. Ведь для того, чтобы поехать в архивы Министерства обороны для выявления имён советских воинов, захороненных у нас на Черниговщине, нужно специальное разрешение Генерального штаба Вооружённых Сил СССР".

Полковнику Драгунову постепенно удалось восстановить номера войсковых частей, которые проходили через Черниговскую область. Таковых оказалось более семисот. После этого работа пошла легче. Он составлял списки погибших и без вести пропавших, отвечал на письма своих корреспондентов. Татьяна Игнатьевна сначала получила от него телеграмму - полковник указывал, что её отец Игнатий Романович Липский похоронен в селе Лихолетки и просил выслать фотографию для памятника. А потом пришёл ответ на её благодарное письмо.

В.Д.Драгунов - Т.И.Потаповой, 21 января 1984г.: "...Вы удивляетесь, что я так быстро нашёл могилу Вашего отца. Дело в том, что у меня теперь имеется обширная картотека на погибших на Черниговщине. В ней более 18 тысяч учётных карточек. Несколько тысяч из них не заполнены данными о родственниках. Вот от них я и жду письма. Такое письмо было и от Вас. Я посмотрел по алфавиту и нашёл карточку с данными Вашего отца".

Игнатий Романович нашёл место последнего успокоения в одной из тысяч и тысяч братских могил. Его фамилия была выбита вместе с другими на гранитной плите. Он не остался, как многие, неизвестным погибшим.

Октябрьский райвоенком подполковник Песков - военному коменданту ст.Москва (Киевский вокзал): "Прошу оказать содействие дочери погибшего в годы Великой Отечественной войны красноармейца Липского И.Р., гр.Потаповой Татьяне Игнатьевне в приобретении билета до ст.Чернигов. Следует к месту захоронения отца на братскую могилу".

Итак, в путь, в село Лихолетки, через Москву и Чернигов. В Чернигове ждал Владимир Денисович.

Полковник оказался человеком, который если уж брался помогать людям, то помогал как следует, до конца. В своём письме он дал Татьяне Игнатьевне советы и подробнейшие инструкции, как добраться до места, вызвался заказать ей обратный билет и назначил встречу.

В.Д.Драгунов - Т.И.Потаповой, 21 января 1984г.: "Я живу рядом с вокзалом, у танка. Всегда встречу и устрою, и провожу. У нас дома побывало уже более трёхсот семей погибших. Я рад, что и Вам доставил душевное успокоение. Действительно, 40 лет искать и всё бесполезно, это тяжко".

Так завершился её сорокалетний поиск. Прямо с вокзала в Чернигове поехали на машине в Лихолетки - село оказалось в 80 километрах от города.

- Памятник находится в центре села по улице Ленина, ухоженный, всё покрашено, много цветов... С трёх сторон его окружают плакучие ивы, - рассказывает Татьяна Игнатьевна. - У памятника стоял почётный караул из учителей и старшеклассников. Очень много приветливых людей встречала я. Бабушка Мария Павленко с сыном Антоном после боя хоронили погибших бойцов, в том числе и моего отца - его они сразу узнали по фотографии. Красивый был... Многое они мне рассказали, приютили меня и накормили, и добрым словом помогли. Прожила я там пять дней, и я одинока не была, всегда возле меня односельчане.

Она хотела оплатить сельчанам расходы - всё-таки прожила у них в гостях пять дней. Но о деньгах и слушать не захотели. "Это мы, - сказали, - у Вас в неоплатном долгу: Ваш отец наше село защищал".

Много лет Татьяна Игнатьевна вспоминает эту поездку, первую из многих. Думает о людях, которые отнеслись к ней так тепло. И не перестаёт испытывать к ним чувство благодарности - огромное и живое, несмотря на все прошедшие годы.

Наталья Бакирова


Hosted by uCoz