ПО ПРИХОДУ И РАСХОД



Есть мнение, что именно в конце 80-х - начале 90-х банковскую структуру, как, пожалуй, и наш отечественный бизнес, формировали специалисты с экономическим образованием, но по каким-то причинам не состоявшиеся в своей профессии. Они начали рискованную игру с деньгами. А сегодня банковская сфера составляет значительную часть государственной экономики. На одну семью в среднем приходится порядка трех кредитов. Через банк мы оплачиваем коммунальные услуги, учебу в вузах... Сотрудник банка, а тем паче - управляющий, для нас уже не отвлеченная личность, а человек, имеющий вполне реальную профессию.

- А вы знаете, что банкир по сути родился из лавочника-менялы, который обменивал монеты на бумажные купюры и наоборот? - встретил меня вопросом Александр Валерьевич Зырянов, управляющий дополнительным офисом "Заречный" ОАО "СКБ-Банк".

- Честно признаюсь, что не знала. Зато наслышана о вашем банке, в котором "никогда не заходит солнце", потому что таково географическое расположение порядка двух сотен его филиалов.

Предприятие растет благодаря сильному управленческому составу?

- Как-то на экзамене по менеджменту Олег Николаевич Арефьев, мой преподаватель, задал мне вопрос: "Какой наиболее эффективный способ управления?". Я тогда не очень уверенно ответил: "Вроде как шаблона нет...". Сейчас, спустя годы, могу точно сказать, что успешное управление коллективом не поддается точной рецептуре. Нельзя всегда "заправлять" 20-ю граммами внимательности, 50-ю - требовательности и 30-ю - справедливости.

Определенная ситуация требует конкретных качеств: где-то нажать на сотрудника, а где-то выслушать, понять, помочь...

Я начинал экономистом в филиале, который располагался в поселке Белоярском. Окончил УГТУ-УПИ по специальности менеджмент. Уверен, что карьеру в банке сделать реально. Лучше всего получается у тех, кто начинает с низов. Сначала - опыт операциониста, потом - ведущего специалиста, начальника отдела, а там и до управляющего недалеко.

Есть в коллективе и стажисты, порядка 20 лет работающие в банковской структуре. Например, Светлана Андреевна Володкевич, наш старший бухгалтер. Татьяна Николаевна Шарапова и Елена Николаевна Заостровных работают с 90-х годов.

В нашем зареченском филиале коллектив состоит из 18-ти человек, плюс сотрудницы, что в декретном отпуске. Все имеют полный соцпакет. Есть и молодые кадры. Порядка 4 лет назад пришла Екатерина Корнильцева, сейчас она уже ведущий экономист.

- А вы довольны уровнем подготовки молодых специалистов в вузах?

- Относительно. Теоретическая база знаний есть.

Но практика - это ж совсем другое дело. И пока по кнопочкам не начнет нажимать - первое время водим по каждой операции, документу... Когда принимаем на работу будущего сотрудника, конечно, отдаем предпочтение тем, у кого есть опыт работы. Но и взращиваем своих, есть же толковые выпускники.

А бывают и такие экземпляры - спрашиваю: "По какой специальности высшее образование?".

Отвечают: "Менеджмент". " А кем работать будешь?". - "Менеджером". И не могут объяснить, кто такой менеджер и что он должен делать.

Принимали на работу даже и не из банковской сферы. Владимир Викторович Цакунов - он к нам пришел на должность специалиста и занимался оформлением экспресс-кредитов - сейчас мой заместитель.

- А есть ли у вас экспаты (специалисты с чисто банковским образованием из-за рубежа) и заинтересованы ли в стажировке сотрудников за границей?

- В филиале нет, а головном управлении есть. Дело в том, что за рубежом банковская сфера развивалась не так, как у нас. Там больший уклон в сторону правильности принятия решений, а у нас все же концентрируется на менеждменте - науке и практике управления людьми. И даже знаю, что с гарвардским образованием у нас сложно найти работу. Непросто применить их знания в нашей структуре взаимодействия с клиентами.

- На Ваш взгляд, что важнее для банкира - математический рационализм или сила духа, если хотите, интуиция?

- Математическая точность в любом случае нужна - при выдаче денег всегда есть определенные риски.

Должны быть стрессоустойчивы обязательно, без такой черты характера будет сложно в нашем деле.

И, конечно, важна цель - сработать на результат: чтоб клиенту - заемщику или вкладчику - было удобно с нами работать, оправдать их доверие и не уронить свою репутацию. Порядочность и честность банковского работника всегда на первом месте.

Я уже не говорю о само собой разумеющемся - владении специальными компьютерными программами и вообще знанием ПК, это сегодня равносильно умению читать, писать, считать.

- Офис компьютеризирован...

- Ну конечно! Практически отошли от бумажных носителей. Даже ежедневный баланс хранится в электронном варианте и не распечатывается бумажными простынями. Все процессы автоматизированы. Счеты ушли в прошлое! - А городу от допофиса какая выгода?

- Новые возможности для жителей, банковская структура, конкуренция - если хотите. И, конечно, организация новых рабочих мест. Считайте, два десятка сотрудников, практически у каждого семья из трех, а то и больше человек. В их семьях стабильный доход. Конечно, это не тысяча человек, но все же... Кредиты доступны, это не относится к людям, не имеющим стабильного официального дохода. Когда принимается решение о выдаче займа, проверяем кредитную историю. Хорошая кредитная история - это как пунктуальный пассажир. Объясняю обычно так: вы купили билет на поезд. Но опоздали на посадку минут на 10 - поезд ушел. Так и с погашением кредита: мы свои обязательства выполнили - деньги выдали, ваша задача вовремя делать взнос.

- Услуги востребованы?

- Да. Мы ушли от многочисленных условий как для вкладчиков, так и для заемщиков. Есть интересные предложения для тех, кто получает по нашим картам зарплату. Доступен и вызывает немалый интерес кредит "На всё про всё" - без поручительства.

Нами выпущено порядка 10000 пластиковых карт. По ним не только получают зарплату или стипендию, с их помощью рассчитываются в магазинах, оплачивают коммунальные и интернет-услуги, гасят кредиты, штрафы ГИБДД, пополняют вклады... Очень удобно. Посмотрите, сегодня все больше становится магазинов, использующих безналичные платежи.

Наши банкоматы находятся в круглосуточном доступе, и мы разместили их там, где зареченцам максимально удобно пользоваться. Например, для удобства сотрудников БАЭС установили банкомат в столовой, есть и на площади ДК "Ровесник", в магазине "Веста", Доме торговли, на Алещенкова.

- А есть ли у вас так называемые транспортные или социальные карты?

- У нас нет. Знаю, что за границей можно с помощью карты расплатиться даже в такси. Мы не так масштабно используем банковский ресурс. Хотя сотрудничаем и с малым, и средним бизнесом. На местном уровне участвуем как спонсоры и в городских мероприятиях.

- А то, что сегодня многие предпочитают жить в долг, на ваш взгляд, не опасно?

- Всегда надо соблюдать предел разумного. Знаете, можно так сказать: всё есть яд, всё есть лекарство. Нужно знать меру и руководствоваться здравым смыслом, исходить из того, какую сумму не больно ежемесячно отдавать из своего бюджета. В общем, по приходу и расход...

Алена Дудина


К оглавлению

При использовании этого материала поставьте ссылку на наш сайт gazeta555.cjb.net.

...
Hosted by uCoz