ОТ БЭТа ДО УРТК



Это интервью с директором Уральского технологического колледжа О.Н.Арефьевым мы планировали ещё в начале учебного года. Однако из-за занятости Олега Николаевича встретиться с ним удалось только сейчас. Темой разговора, разумеется, стал колледж - его прошлое, настоящее и будущее.

- История учебного заведения естественно связана со строительством Белоярской атомной станции, - рассказывает Олег Николаевич. - Сначала это был вечерний техникум, затем он стал дневным. Потом прошел целый ряд трансформаций - менялись министерства. Да и само название раз пять менялось. Долгое время это был Белоярский энергетический техникум, потом Белоярский техникум атомной энергетики, после Чернобыля - Белоярский политехникум. В конце концов, он получил название Уральский технологический колледж. А сейчас, вот уже 2 года, это филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, т.е. обособленное структурное подразделение в составе этого научно-образовательного холдинга. Наряду с нами в него также входит 10 вузов, 15 колледжей и техникумов по всей территории России.

Мы работаем давно, многие жители Заречного окончили наш колледж. Сейчас основное наше направление связано с атомной энергетикой. Вот буквально недавно получили лицензию в рамках МИФИ, благодаря которой можем проводить большой комплекс курсов повышения квалификации. Тем более, что с основными предприятиями Заречного - БАЭС, ИРМ, БАЭС-2 - у нас разработана программа взаимодействия, подписанная на уровне первых лиц.

- В чём это взаимодействие заключается?

- Это и подготовка кадров, и организация стажировок и практик, и курсы повышения квалификации для работников станции. А еще совместные культурные события и т.п.

- Что даёт колледжу работа в составе НИЯУ МИФИ?

- Пока об этом судить рано - прошло мало времени.

Можно говорить лишь о том, что это может дать. А может немало. Во-первых, это единое образовательное пространство на территории России. А значит - обмен учебно-методическими ресурсами, единая кадровая база, сеть библиотек и электронных порталов.

Во-вторых, это возможность мобильной группе преподавателей - профессоров высокого класса выезжать в регионы и проводить занятия, итоговые аттестации, участвовать в государственных экзаменационных комиссиях. К примеру, мне - профессору, доктору наук нередко приходится читать цикл лекций на московской площадке. И наоборот - к нам приезжают специалисты из Москвы.

Централизованно издаётся учебно-методическая документация, которая становится общим достоянием всех филиалов. Но предстоит еще немало поработать, чтобы желаемое стало реальной практикой. По крайней мере, ориентиры ясны.

Сегодня уже существует программа развития этого национального университета до 2017 года, задачи ставятся большие. Вплоть до того, что этот ВУЗ должен войти в десятку лучших не только России, но и мира.

- А в чем перспектива для учащихся УрТК?

Возможно, к примеру, поступление в московский ВУЗ на льготных условиях?

- Буквально начиная с прошлого набора, у зареченских студентов этот шанс появляется. По окончании колледжа они могут на льготных условиях поступить не только в Москву - в Обнинске очень серьёзный институт атомной энергетики. В планах лицензирование, помимо среднего профессионального, ещё и высшего профобразования по отдельным направлениям.

- А с УрФУ сотрудничаете?

- Пока нет. Федеральный университет сегодня только лозунг - он ещё не состоялся, ещё не сложилась нормальная организационная структура. Думаю, мы наладим с ними связь. Дело еще в том, что мы - обособленное структурное подразделение. Поэтому такое взаимодействие должно начинаться на уровне головных площадок. Мы не можем действовать вне рамок этой сети.

- Сколько ребят поступило в УрТК в этом учебном году?

- Нельзя не сказать, что в условиях демографического кризиса, когда число выпускников школ меньше, чем мест в ВУЗах, приёмная кампания, была напряжённая. На бюджет мы планировали принять 135 человек. И сделали это с конкурсом 2 человека на место. По внебюджетной основе - 56.

- Откуда к нам приезжают абитуриенты?

- В основном это Южный управленческий округ - разумеется, Заречный, Асбест, Богданович, Камышлов, Сухой Лог, Екатеринбург. Есть единичные случаи, когда к нам приезжали поступать из Владивостока, например.

- Вы успели познакомиться с первокурсниками?

Общаетесь со студентами?

- Конечно, общаемся. У нас есть Совет колледжа, Совет общежития, старосты учебных групп. Я в отпуск летом не хожу - занимаюсь приёмом, поэтому знаю студентов ещё на стадии абитуриентов. Ведь за мной решающий голос - кого принять, а кого нет. И что хочу отметить - в этом году мне приём очень понравился. Чувствуется, что приходят ребята уже другого уровня. Во-первых, более подтянутые, внимательные. Чувствуется, нацелены на то, чтобы не просто отучиться, а получить реальные знания. Я не говорю, что все, но в основной массе это так.

- А дальнейшую судьбу выпускников как-то отслеживаете?

- Безусловно. Если говорить в целом, то на всех атомных станциях бывшего Советского Союза работают наши выпускники разных лет. На БАЭС это 70%. Многие трудятся в банках, в администрации - где только ни работают.

- Появляются ли в УрТК новые специальности?

- Конечно. 25 лет назад, к примеру, у нас было 3 специальности, потом 10. Мы не стоим на месте.

Помимо атомной технологии, у нас появился блок управленческий - менеджмент, маркетинг и т.п.

Затем компьютеризация - здесь и программное обеспечение, и прикладная информатика. Сейчас будем готовить менеджеров по продаже, специалистов по рекламе. Это тоже актуально. Ведь мы работаем в рыночных условиях. Для социальных структур очень важно, чтобы люди были грамотными.

- Какие проблемы сегодня встают перед современным образованием?

- Это глубокий вопрос. Проблема в том, что идут бесконечные реформы образования. Я бы назвал это реформаторским зудом. Его надо заканчивать. У нас была очень хорошая система образования, ещё советская. Кстати она была признана одной из лучших в мире. И сейчас её признают как лучшую. А сегодня идут бесконечные изменения, трансформации, которые, на мой взгляд, ничего принципиально нового не несут. Многие вещи становятся малопонятными. Просто надо дать спокойно предприятиям работать, обеспечить условия работы преподавателям, нормальную зарплату и материальное обеспечение. Всё. Больше ничего не надо. У нас очень умные, грамотные педагоги, которые во всём разберутся и сделают всё, как надо.

Алексей Костромин


К оглавлению

При использовании этого материала поставьте ссылку на наш сайт gazeta555.cjb.net.

...
Hosted by uCoz