НАША НОВАЯ СТАРАЯ ШКОЛА
Школа лишена печати казённого неуюта. На первом этаже зимний сад, стены рекреаций расписаны сказочными сюжетами. И всё в этом здании - планировка, высокие потолки кабинетов и массивность лестниц - позволяет безошибочно определить время постройки: 60-е годы. Того века, который мы всё увереннее называем прошлым. Как ни странно, эта построенная в прошлом веке школа в каком-то смысле является самой современной в Заречном: компьютер, принтер, экран для презентаций и фильмов, а главное - доступ к интернету есть буквально в каждом кабинете. Здесь, в сельской школе, прошлое и будущее как будто встретились лицом к лицу - и удивляются друг другу. Нина Ивановна Теплова руководит школой 30 лет. Второй год она является освобождённым директором, то есть не выполняет уже функций учителя-предметника, полностью сосредоточившись на административной работе. В этом есть смысл. Дело даже не в том, что администратор теряет себя как учитель - но быть директором школы в наших условиях... Главное, что задачи-то всегда понятны. Непонятно, какими средствами их решать: денег на нужды школы выделяется меньше, чем необходимо. Или они выделяются не вовремя. Или - не на то. Вот в туалете сияет нетронутой красотой новенькое биде. А банального спортинвентаря - лыж, например, - как не хватало, так и не хватает; и завхоза сводит с ума мысль о том, чем уборщицы будут мыть полы через месяц. Другой пример: учебный год на носу, надо спортзал ремонтировать, а денег нет. И директору приходится уламывать строителей, договариваться, обещать... 28 августа приходят деньги, 1 сентября приходят дети, и остается только радоваться, что покрашен спортзал, а не коридор - без спортзала можно какое-то время обойтись, в сентябре физкультурные занятия всё равно проходят на улице. Другое дело, когда решение текущих задач не требует прыжков выше головы. Школа технически готова к переходу на электронный документооборот; без заметных проблем прошла интеграция в единую образовательную сеть dnevnik.ru, преимущества использования которой быстро оценили учителя - возможности электронного дневника, электронного классного журнала упростили им работу по подготовке отчётов. Но, конечно, чтобы получать пользу от любого новшества, надо для начала его освоить. - Когда я пришла в эту школу, не умела пользоваться компьютером, - рассказывает Вера Васильевна Никонова. - А сейчас не представляю, как вести без него урок. Вера Васильевна преподаёт географию и заведует школьным музеем, куда приглашает в гости всех желающих*. В музее, действительно, есть, что посмотреть. Тут собираются материалы по истории Мезенского храма, хранятся свидетельства войны и артефакты пионерской организации (да, и это теперь часть нашей истории). Тут же рядом - более глубокая давность, под названием "русская изба": зыбка, зеркало, ткацкий станок, сундуки... Домовёнка дети сделали из полыни, посадили на печку... Детей в Мезенской школе учится не так много, и по отзывам педагогов, они несколько отличаются от своих городских сверстников. Часто - в хорошую сторону. - Дети привыкли к труду и уважают труд других людей, - говорит учитель физики и информатики Елена Владимировна Черняева. - Много тех, кто хочет получить не оценку, а знания... - Общаться с ними интересно. Чётко ставят перед собой цели, многие уже в 5 классе знают, куда будут поступать, - поддерживает коллегу Ольга Владимировна Петрова. Ольгу Владимировну я знала раньше как корреспондента городской газеты "Пятница". Оказалось, она не только корреспондент: преподаёт русский язык и руководит школьным пресс-центром. Благодаря её работе в школе каждый месяц выходит газета "ИмПульс" (интересно, что материалы для газеты готовят не только дети, не только учителя - но даже, бывает, мамы и бабушки школьников). Вот мы добрались и до библиотеки... Библиотеки, как мне кажется, везде одинаковые. Светлые, чистые, с цветами на подоконниках, с запахом книжной пыли и тишиной. И готова поспорить, что нервного, издерганного библиотекаря вы, как и я, не встречали никогда. Галина Владимировна Брусницына - не исключение. - Много читают учащиеся начальной школы, - отвечает она на мой вопрос о читательских потребностях современных детей. - Пятиклассники тоже сюда частенько прибегают. А для детей возрастного промежутка с 10 до 17 лет - почти нет интересной хорошей литературы. Вот в это время дети читать и перестают. Им ещё и времени не хватает - количество предметов увеличивается, надо перерабатывать очень много информации... Да, учёба - тяжелый труд. Если учитель часто работает без выходных, проверяя тетради и по воскресеньям - то и школьник готовится к урокам так же 7 дней в неделю. Какое там чтение - детям иногда на свежем воздухе-то погулять некогда. А потом мы переживаем, что с каждым годом медосмотры выявляют все меньше и меньше здоровых школьников: сколиозы, ухудшение зрения, какая-то перманентная усталость... Возьмите самый простой индикатор нашей заботы о детском здоровье: есть ли в школе, куда ходит ваш сын или дочь, медицинский кабинет? Если есть, позвольте вас поздравить: теперь это редкость. И по той причине, что условия лицензирования такого кабинета очень жёсткие; и по той, что на зарплату, низкую в сравнении с поликлиникой, редкий медик согласится. А как мы стремимся уберечь подрастающее поколение от наркомании, курения, пьянства? Эта борьба проходит на таком общем фоне, что только наивный оптимист может поверить в её успех. - Идёт школьный вечер, и рядом - круглосуточный винный магазин, пожалуйста, - разводит руками Теплова. - А потом власти нас просят: сообщайте, где торгуют наркотиками! Я считаю, что они просто расписываются в своём бессилии. Если бы государство последовательно проводило жесткую политику в этой сфере, всё было бы по-другому. Вот так и живёт село Мезенское. Винный магазин - один центр культуры, школа - другой. Храм ещё рядом... Что-то вдруг вспомнилась песня, которую мы пели детьми на уроках музыки: "С чего начинается Родина?" И правда, с чего?.. Но всё-таки, по-моему, смотреть вперёд нужно с оптимизмом. Это единственный способ смотреть вперёд. Иначе опускаются руки. Тем более, что для оптимизма у нас ведь есть некоторые основания: по-прежнему высок (пусть это и объясняется всего лишь инерцией) уровень образовательной культуры в стране; в школах работают грамотные, знающие педагоги, истинные учителя. Они трудятся с энтузиазмом и самоотдачей, и труд их обеспечивает наше будущее. То, которое сидит сейчас за партой, грызёт ручку и поглядывает в окно, прикидывая, сколько дней осталось до зимних каникул.
К оглавлению При использовании этого материала поставьте ссылку на наш сайт gazeta555.cjb.net. ... |