ЛЕТО - ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ


Дворцы из праха

ДВОРЦЫ ИЗ ПРАХА

...На выходе из здания дрезденского вокзала накрывает ощущение некоего сдвига реальности: видишь совершенно не то, чего ожидаешь после двухнедельного путешествия по Германии. Ни тебе клетчатых чёрно-белых домиков уютной основательной Баварии, ни мрачноватой строгой архитектуры и лёгкости нрава северо-запада, ни вольготного комфорта юга... Вообще, кажется, попадаешь в другую страну - разве что язык тоже немецкий. На широком пешеходном бульваре встречают выстроившиеся в ряд весьма уродливые пафосные здания, сильно попахивающий советским конструктивизмом. Здесь вообще многое похоже на незабвенно-серые города СССР: крохотные псевдобалкончики на панельных домах, грязноватая бетонная плитка тротуара, широко застеклённые - но завешанные изнутри шторами окна офисных зданий... На одном из таких - огромное панно в стиле соцреализма. Даже цвета те же: серый, чёрный, приглушённо-красный, и красные пятиконечные звёзды, и центром композиции - работница в косынке, высоко и гордо поднявшая сжатую в кулак руку... А посередине бульвара - фонтан-"ёжик": один в один, как когда-то стоял у нас напротив Дома Торговли. Только здешний - работает, дети с визгом пробегают сквозь раздуваемую ветром водяную пыль и щурятся, пытаясь поймать играющую в струях яркую радугу.

А когда-то Дрезден называли Флоренция-на-Эльбе: за старинную красоту и пышную изысканность, за богатые музейные коллекции... Сегодня, пройдя тот бульвар-привет из советского прошлого, попадаешь прямо в сердце бурно цветущего каменнозолотистого барокко. Вычурная лепнина шпилей дворцов и церквей видна прямо уже из-за соцреализмовского панно. Всё это - дворцы, дома и церкви - недавняя реконструкция: город был стёрт в пыль во время страшной бомбардировки в феврале 1945 года ("Бойня номер шесть" Воннегута - это о ней) - в возникшем тогда огненном смерче погибли не только дома, но и десятки тысяч людей, спасавшихся от боёв Восточного фронта...

Обрушилась и любимица города - Фрауэнкирхе, церковь Богородицы с огромным вытянутым в небо куполом. Власти ГДР её не восстанавливали: оставили в память о войне, и горожане зажигали на развалинах свечи. Реконструировать Фрауэнкирхе решили сами дрезденцы: в 1989г. начали собирать деньги (требовалось $160млн., и пожертвования шли не только из Германии, но и из Великобритании и США - стран, чья авиация разнесла Дрезден). Затем - собирали камни: сегодня церковь построена наполовину - из новых камней, наполовину - из старых, трогательными тёмными пятнами видимых на фасаде. В 2005г. - накануне 800-летия города - церковь торжественно открыли.

Точно так же, только раньше, восстанавливали и центр старого города: это заняло почти сорок лет, и работы идут до сих пор. Воссоздан весь великолепный дворцовый ансамбль Цвингер - не знать, так и не скажешь, что новодел. Если вам нравится пышность барочной мраморной скульптуры - чтобы с ангелочками в затейливых позах, круглоликими томными красавицами, широкими арками и обилием завитушек - вы здесь придёте в полный восторг. Гуляя по балконам и террасам дворца, от них даже в глазах рябить начинает. Зато, глядя сверху на просторные изумрудно-зелёные фигурные газоны и величественные фонтаны, - можно оценить и впечатлиться масштабами дворцового двора. И даже квадратно-стеклянные здания современного Дрездена на заднем плане не портят вид.

Видны сверху и очереди: в Цвингере среди прочих музеев расположена одна из самых известных художественных галерей Германии: Дрезденская картинная галерея. В нём есть и "Сикстинская Мадонна" Рафаэля, и "Спящая Венера" Джорджоне, залы Тициана, Тинторетто, Веронезе... Увы, всё звучит гораздо лучше, чем есть на деле - на мой взгляд, конечно. Галерея сильно уступает тем же Мюнхенским музеям - и не только по коллекции, но и особенно - по организации экспозиции. Картины набиты в залы битком, среди красного бархата стен сложно протолкнуться меж посетителями - среди которых, к слову, немало наших соотечественников.

Ощущение, честно сказать, что тут вообще - одни русские. Правда, встреча с ними как-то не радовала:

"Мы им вернули картины - а они их даже по-русски не подписали", - ворчала недовольная тётенька, которой было, очевидно, мало путеводителя на русском. Да уж, видимо, мы и впрямь сильно гордимся, что наша страна вернула после войны Дрезденскому музею его коллекции...

Впрочем, не галереей единой интересен Дрезден. Любопытно просто побродить по закоулкам пусть небольшого, но очень необычного для Германии центра города. Купить на рыночной площади вкуснейших и нежнейших имбирных пряников - типично немецкого лакомства. Перейти дорогу под свет необычного светофора: и шагающий, и стоящий человечки - в шляпах. Пройти вдоль самого большого в мире фарфорового панно, украшающего внешнюю стену одного из зданий замка-резиденции (когда-то здесь жили саксонские короли). Жёлтосерое панно сложено из 25 тысяч плиток (в начале 20в. оно заменило недолговечную картину краской) и изображает конное шествие - тысячелетнюю историю правившего в Саксонии княжеского дома Веттинов. Это чуть не единственный действительно исторический памятник Дрездена: в 1945г. панно чудом почти не пострадало.

А завернув за угол, попадаешь в массивную широкую арку: на входе туристов встречают нарядные живые скульптуры, продавцы сувениров и открыток... Под сводами арки разносится изумительное пение: уличными музыкантами выступают, похоже, оперные певцы. Акустика великолепна, и вокал просто завораживает: люди останавливаются широким полукругом, да и нам не хочется скорее проходить... Вот разве что уличными музыкантами напомнил Дрезден другие города - и то они здесь не джазовые или роковые, а оперные...

Дрезден вообще вызывает странные впечатления. Здесь мало - да почти совсем нет - уюта и много величественного пафоса, как старинного, так и сравнительно свежего, как в архитектуре, так и в атмосфере - вплоть до размещённых на стенах старых фотографий разбомблённого Дрездена.

Впрочем, пафос, наверное, оправдан: сколько надо мужества, чтобы, по сути, заново основать город на обломках, строить там, где когда-то были дома - а теперь осталась одна разметка улиц... Здесь больше следов разрухи, чем в любом другом городе - но парадоксально и больше ярких картин истории.

Гораздо меньше классической немецкости - но больше самой Германии. Трудолюбивой, бережной, гордой. Не побоявшейся труда, средств и времени воссоздать свои дворцы из праха.

Алиса Мучник


К оглавлению

При использовании этого материала поставьте ссылку на наш сайт gazeta555.cjb.net.

...
Hosted by uCoz