Когда не зря работаешь
…А ведь строителем Валерий Иванович стать не мечтал. Родом из Казахстана, из небольшого городка Ерейментау под Целиноградом, он рос рядом с железнодорожной станцией линии Целиноград-Павлодар. В детстве, как всё пацаны, тянулся к технике: «Ремонтировал приёмники, магнитофоны – вся советская молодежь этим увлекалась», - вспоминает наш собеседник. Когда закончил школу, в 1970г. как раз началось строительство вторых ж/д путей –и новая организация «Целинтранстрой. Строительно-монтажный поезд-382» набирала комсомольские бригады. А куда ещё после школы пойти? Восемнадцати лет нету, опыта работы– нету… Все хором и пошли в железнодорожные строители: лопаты в руки – и на пути. «Работать было весело, - вспоминает Валерий Иванович. – Всё получалось слаженно, дружно, с огоньком юношеским. Жили в вагончиках – так потом всю жизнь по строительным вагончикам и мотался… Перед уходом в армию, помню, пускали участок путей – и когда по твоим рельсам, к которым ты приложил руку, пошёл поезд, что-то ёкнуло… Запомнил этот первый поезд на всю жизнь». Сразу после армии вернулся в родную организацию – и получил направление в Целиноградский инженерно-строительный институт. По окончании ЦИСИ в 1979г. работал мастером, прорабом, колесил по стране: электрификация железных дорог, строительство тяговых подстанций, локомотивных депо, котельных, Экибастузская ГРЭС-2, участок Караганда-Моинты, Алтай… Прямо на Новый 1980 год отыграл свадьбу. 1 января жена – на сессию в Барнаул, муж – в степи на вахту на месяц… И так – до 1986г., пока не родился второй ребёнок, дочка Катя. Теперь она после окончания УрГУПС тоже работает на строительстве 4 блока – экономистом в ООО «ЭнергоИнтеграция». Сын – юрисконсульт полиции, старший лейтенант. «Жена и дети – мой тыл, - улыбается Валерий Иванович. – Мы уже 33 года в браке. У нас завидное положение: понимание и уважение». И до сих пор рабочий день у Валерия Ивановича –ненормированный. Хотя с 1986г. уже и без постоянных командировок: как раз тогда его направили начальником участка Агропромтранса - подымать сельское хозяйство. В 1993г., после распада Союза, участок распался: денег нет, выполнения плана– нет, зарплаты – тоже нет… «У строителей всё так поставлено: план выполняется – деньги есть. Нет плана – нет зарплаты… Да и сейчас его величество план – во главе всего, верстается каждый месяц», - объясняет В.И.Гуртовенко. Три следующих года, с 1994 по 1997, Валерий Иванович работал в частной строительной фирме, а в 1997г. приехал на строительство БАЭС. «С 80-х годов стройка стояла мёртвым капиталом. Но когда я был в гостях в Екатеринбурге– услышал, что в Заречном всё-таки планируется строительство 4 блока БАЭС, - рассказывает он. – Решил поехать. И Борис Антонович Миклашевич, тогда – начальник УС БАЭС, взял меня сначала прорабом, а потом – главным инженером I участка. С тех пор я на этом объекте». Сама работа за все годы изменилась, по его признанию, не так уж и сильно: «Да, материалы новые появились, новая техника пришла. В своё время не было ни мощных бетононасосов, ни лёгкого переносного электроинструмента. А технология строительного производства осталась советская– а «советское значит отличное». Особо важным фронтом работ стал КСР – корпус сборки реактора: он простоял неприкаянным 20 лет, но реанимировать его удалось всего за год – в 2006-2007гг. «Коллектив у нас маленький, но очень дружный, - говорит Валерий Иванович. – Дело движется благодаря директору УС БАЭС В.Д.Инфантьеву и моему непосредственному руководителю А.И.Истратову. В строительстве должна действовать неразрывная цепочка – и сейчас она работает, как никогда раньше. Первая задача – свести выполнение плана, а для этого, я всегда говорю, надо знать месячное задание на каждую подрядную организацию – в физическом объёме и денежном выражении. Строители закончили – пришли отделочники, затем монтажники, электрики, сантехники, наладчики – и пошло-пошло-пошло… Все работы принимаются по СНИПам, всё завалено документацией по главному корпусу. А теперь сюда ещё и эксплуатационники пришли– теперь уже они за нами контроль ведут. Сейчас – самые горячие дни: на 20 ноября назначен физпуск реактора. Дана точка отсчёта». Так что большую часть времени – и теперь, и всю жизнь – Валерий Иванович проводит на производстве. «Это же надо было попасть на строительство энергоблока атомной станции! – радуется он. – Знаю его от фундамента до перекрытия кровли. На лифте поднимаешься на крышу – стоишь, Асбест видно… Красота!». …Валерий Иванович называет себя последним из могикан: времена строительного упадка выдержали немногие, из всех его институтских однокашников– 20 человек – только он в строительном деле и остался. «Строитель должен обладать терпением и крепкими нервами, - говорит он. – Когда я задаюсь целью –стараюсь выполнить: не расписываю всё по полочкам, но просто стремлюсь исполнить задуманное. Как глава семьи, муж и отец, великих целей не ставлю: дети выучились, квартира и машина – есть. С семьёй ездим путешествовать –я люблю музеи, историю, старинные храмы… Всё у нас размеренно. И место работы я менять не собираюсь: закончится строительство четвёртого блока– пойду на пятый. Я считаю, это правильно, когда дело нравится и когда понимаешь, что не зря работаешь. Когда видишь результат своего труда». Алёна Дудина Алиса Мучник К оглавлению При использовании этого материала поставьте ссылку на наш сайт gazeta555.narod.ru. ... |