8 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ НАУКИ

8 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ НАУКИ


Как поднять статус науки?

КАК ПОДНЯТЬ СТАТУС НАУКИ?

Учёный секретарь ИРМ В.А.Сафонов уверен, что главная надежда российской науки сегодня – в том, чтобы молодёжь произвела переоценку ценностей Тема развития науки сегодня – вопрос сложный, особенно – для самих учёных: ведь они, пожалуй, лучше всех понимают её сегодняшнее состояние и перспективы на будущее. Однако, как говорит В.А.САФОНОВ, обосновать можно как пессимистичный вариант, так и оптимистичный.

- Вячеслав Алексеевич, а если сравнить состояние науки сегодня и раньше, в советское время?

- Ностальгии я не испытываю. Тогда в науке большую роль играли парткомы и месткомы, а например, чтобы защитить диссертацию по радиационному материаловедению, мне пришлось сдавать философию марксизма-ленинизма… Хотя плановое хозяйство в науке тогда имело и положительные моменты. Договоры на выполнение работ мы заключали на 5 лет, и у нас была возможность действительно глубоко влезать в суть дела, доходить до причин. А сегодня договоры у нас – на год, а за год мало что можно успеть: на глубинные исследования не хватает времени. По направлению деятельности нашего института мало защищается диссертаций, мало молодых учёных поступает в аспирантуру… Раньше прикладная и фундаментальная наука работала на оборонку – и была востребована. А сейчас идёт коммерциализация науки.

Это не только моё мнение. Фёдор Богомолов, маститый математик, в своём интервью, опубликованном в интернете, говорит: «Научное сословие в России потеряло свой статус, и то же самое происходит с наукой. В современном мире все основано на достижениях фундаментальной науки XIX – середины ХХ вв. Стремление к экономической целесообразности, эта сумасшедшая рациональность мне кажется довольно опасной. Это происходит везде». Социальный статус сегодня определяется зарплатой, а не социальной востребованностью, как раньше, когда зарплаты у всех нас были одинаковые.

Имеет место и бюрократизация науки. В России наукой сегодня руководят Минобрнауки, РАН, Фонд академических научных организаций, Совет по науке при президенте, Отдел по науке при Правительстве, в декабре образовался ещё и Российский научный фонд, существует Общество научных работников. Все эти структуры организуют науку, у каждой – свои интересы. И всё это происходит на фоне общей коммерциализации: максимальная отдача при минимальном бюджете. А ведь дело учёного – не зарабатывать, а получать новые знания.

- Но рано или поздно наработанный потенциал закончится и понадобится новый рывок в развитии…

- Действительно, большие проекты требуют новых знаний и технологий, которые можно получить только с помощью современной науки. Например, 2014 год «Росатомом» объявлен годом управляемого термоядерного синтеза. Это – вершина, остриё науки, где самым важным проектом, безусловно, является ИТЭР (от англ.

International Thermonuclear Experimental Reactor, международный экспериментальный термоядерный реактор – прим.авт.). Но для того, чтобы «рукотворное солнце» зажглось (по оценкам специалистов это будет в 2050г.), необходимы новые материалы, новые фундаментальные знания процессов. Как и для другого амбициозного проекта – проекта космической атомной электростанции мощностью в 1МВт и более. Эта АЭС может без участия человека работать много лет в условиях космоса. Новых знаний требуют и исследование перспективных материалов реакторов типа БН, и реакторные испытания и послереакторные исследования материалов и изделий высокотемпературных ядерно-энергетических установок (где в качестве теплоносителя используются жидкие металлы или газовые смеси). И наш институт по всем этим темам успешно работает.

- Какие ещё исследования в области атомной энергетики могли бы дать сегодня серьёзный рывок?

- Я считаю, например, прорыв может дать и другой проект нашего института – прямое преобразование энергии из ядерной в электрическую. Мы работаем над такой установкой для космоса (для станций на Луне и Марсе): одна установка может обеспечивать энергией десятки лет. Но использовать их можно везде: есть проекты, когда установка высотой 5м просто закапывается в землю на 2м, из земли торчит два провода – и всё: микрорайон или завод обеспечен электроэнергией, установка не требует ни обслуживания, ни ремонта. Это – реальный, социально значимый и востребованный проект, но на него тоже нужны деньги. Энергетики его воспринимают пока без энтузиазма: говорят, лучше по-старинке, у нас и природного газа достаточно.

Но плод должен созреть. Мы живём в открытом мире, в открытой системе – а она развивается. Правда, развивается нелинейно, и строить прогнозы, что произойдёт и когда, трудно.

- Есть ли критическая точка невозврата, когда с необходимостью произойдут резкие изменения?

- В российской атомной энергетике такая точка бифуркации может быть достигнута, если наши энергоблоки перестанут быть востребованы – как сейчас не востребованы «Жигули» и российские самолёты. Китай нас на рынке уже теснит: теперь они строят АЭС не только у себя, но и на экспорт. Причём китайцы – народ серьёзный, у них – философия восточная, они умеют понять, что выгодно не только то, что приносит сиюминутную прибыль, но и то, что работает на перспективу.

В нашем институте разработана «Комплексная программа инновационного развития ОАО «ИРМ» до 2020г. Её цель – определение направлений научно-технического и технологического инновационного развития предприятия, обеспечивающих участие нашего института в выполнении стратегических задач ГК «Росатом» по разработке ядерных энерготехнологий нового поколения, развитию оборонного комплекса и освоению новых сегментов рынка. Программа включает в себя целый спектр мероприятий от модернизации оборудования до освоения новых технологий.

Однако, несмотря на высокий научный потенциал наших специалистов, в реализации этой программы есть проблема: между поколениями, между носителями знаний и опыта и молодёжью – очень большой разрыв. В «Росатоме» есть специальная программа сохранения критических знаний, но она только начала работать, в том числе в ИРМ. К тому же, передавать знания почти некому: молодёжи к нам приходит очень мало.

- Но молодые же в науку всё-таки идут, пусть не в таком количестве, как раньше.

Почему, на Ваш взгляд?

- А почему люди идут, например, в бизнес? Так человек устроен: одному нравится деньги зарабатывать, другому нужна интересная работа. Я бы, например, никогда не выбрал деньги – это просто скучно! Говорят же, что счастье – это когда ты с удовольствием идёшь на работу, а вечером с удовольствием возвращаешься домой.

Счастье – не в деньгах, а в самой жизни. Недавно на одной из научных конференций я спросил у молодых сотрудниц из МИФИ: девочки, вы почему в науку пошли? ведь будете мало получать! Да, говорят, мало – зато работать интересно, а чтобы обеспечить жизнь – замуж выйдем! - со смехом рассказывает Вячеслав Алексеевич. – Мы, когда были молодые, так прагматично, конечно, не рассуждали…

Но в науку и сейчас идут те, кто хочет заниматься интересным делом.

И именно в молодых я вижу единственный выход. Нужно, чтобы молодёжь провела переоценку ценностей в своих головах. Сейчас наш институт и ведущие кафедры физико-технологического института УрФУ (физтех УПИ) рассматривают возможности совместными усилиями растить кадры: чем их стимулировать, как совместно поднимать статус науки. Физико-Энергетический Институт (г.Обнинск), например, уже организовал у себя совместно с Обнинским филиалом НИЯУ МИФИ Научно-образовательный центр, где преподаватели и специалисты совместно обучают и готовят к практической деятельности студентов. Только молодёжь этот «воз» и может сдвинуть.

Алиса Мучник В.А.Сафонов, учёный секретарь Института реакторных материалов, работает на своём предприятии уже почти четверть века. После окончания физфака Томского государственного университета год он был школьным учителем физики, потом – преподавал физику в вузе, работал в НИИ Министерства общего машиностроения в Томске. В 1977г. переехал в Заречный – работать в СФ НИКИЭТ: старшим инженером, начальником группы, начальником лаборатории, начальником отдела. В 90-е в его институтской работе наступил перерыв, но в 2001г. он вернулся и 12 последних лет был директором отделения реакторных исследований. С сентября 2013г. – учёный секретарь института.


К оглавлению

При использовании этого материала поставьте ссылку на наш сайт gazeta555.narod.ru.

...